Президент Украины Леонид Кучма подписал Указ о вынесении на всенародное обсуждение проекта Закона Украины "О внесении изменений в Конституцию Украины" и в четверг, 6 марта передал его в парламент. Среди предложений есть такой пункт: "Президент, Верховная Рада и органы местного самоуправления избираются на один срок - 5 лет. Эти выборы разделены во времени, но проводятся в течение одного года". Представители оппозиционных партий и политических блоков немедленно расценили это предложение как попытку Кучмы продлить свои полномочия главы государства еще на 2 года до 2006 года. Кроме того, сама конституционная инициатива президента Украины подогрела возникшие в последнее время версии и слухи, согласно которым Кучма решится выставить свою кандидатуру на третий срок. Насколько это вероятно и есть ли, в таком случае, у Кучмы шансы на победу? Своими соображениями с «Днями.ру» делится политолог Петр Демченко:
"Несмотря на инициативы Кучмы по части политической реформы, до президентских выборов в Украине все-таки еще года полтора. Так что о будущем можно еще думать отвлеченно. Что, например, такое смена команды у власти? Это, в общем, замена некоторой рамки людей, внутри которой находится Глава государства. Понятно, что в той истории, которая произойдет в Украине в конце 2004 года (а пока не видно, как инициированная реформа может сдвинуть этот срок), смена "рамки" будет связана отнюдь не с появлением неких новых политических сил. Их пока просто нет. "Команда Озимого Поколения", скажем, выставлявшая себя на прошлогодних выборах в этом качестве, успеха не снискала (не говоря об отдельных представителях).
Учтем, что политики, которые сейчас не у власти, они, как говорят американцы, лузеры - хронические неудачники. Что, собственно, и демонстрируют своими акциями "Восстань, Украина!". Уж если только в марте 2001 года представитель оппозиции заявил о том, что вот, мы уже проводим мероприятия не только под лозунгами "Кучму - геть!", и что у них даже появилась позитивная программа (хотя тезисы, представленные на недавнем сборе оппозиции, считать таковой затруднительно), то ясно, что смена президента приведет к вполне банальному сведению счетов и реализации частных амбиций.
Эти люди уже не первый год плачутся на свои политические невзгоды, так что - исходя из здравого смысла - допускать их к управлению государством опасно. Лузеры, даже если вдруг наконец выиграют, будут заниматься не властью, а лечить свои комплексы. Власть, в общем, вовсе не предполагает первоочередную реализацию амбиций, но - вполне рутинную работу. А лузеры зациклены на себе.
Вообще же, в Украине как раз присутствует г-н Черномырдин, знаменитый фразой о том, что хотели как лучше, а получилось как всегда. В России-то его опыт уже творчески переосмыслен: предвыборная ситуация строится по обратному принципу: давайте, как всегда, может получиться лучше… Путин выполняет роль балансира, точки согласия - что, кстати, вполне уместно, когда в стране запущено неимоверное количество реформ, которые надо как-то довести до конца. Никто сейчас не станет слишком уж толкаться, не поддержат.
Россия тут не пример для украинского подражания, просто процессы с момента распада СССР в бывших республиках идут синхронно - по поколениям "элит". Если места в "элите" распределены, то поменять ситуацию можно только вполне насильственным путем, переделом. А договоренности "элит" имеют вполне конкретный характер: у нас все поделено, не будем рыпаться. Потому что уже подрастает смена, готовая нас слопать, так что лучше их осаживать, а это возможно только лишь признавая "статус кво".
В чем и для кого выгода переделов? Это всегда вопрос цены, с одной стороны, и - числа заинтересованных лиц, с другой. Пока не видно, чтобы в переделе власти был заинтересован большой процент украинцев. Мало того, учитывая ситуацию, когда в Украине есть три ФПГ, а естественной монополией является только бюджет, ясно, что любые схемы передела тут же перейдут на политический уровень. Это у нас нефтяные магнаты могут собачиться друг с другом, и никто этого особо не заметит. Но под каким другим реальным лозунгом в украинской политике может произойти смена власти? Очевидно, только в расчете на передел.
Конец прошлого года украинский парламент уже мучительно занимался переделом комитетов Верховной Рады, дело закончилось ничем. Впрочем, эта история повысила статусность самой Рады - она оказалась не просто в центре общественного внимания, она еще и определила в результате этих процессов собственные интересы, реально превращаясь из представительского органа во вполне весомый (не означает "вменяемый") политический субъект.
Но передел на президентском уровне вызовет процессы, большая часть которых будет происходить отнюдь не на парламентских заседаниях. Что, понятно, опустит Раду с ее политических высот снова на представительский уровень, причем представительский уже не в отношении избирателей, но - материально заинтересованных группировок. Политическая структура вернется лет на семь-восемь назад - партийные субъекты будут определять ее весьма слабо…
Иными словами, ситуация вполне благоволит тому, чтобы Кучма выставил свою кандидатуру снова. Несмотря на очевидный всплеск негодования со стороны его противников, этот вариант не представляется сейчас заведомо проигрышным".



