None
Национал-большевистская партия* получила официальный отказ Минюста РФ в регистрации партии. Нацболы разочарованы: НБП остается нелегальной. Не обладая нормальной партией, лимоновцы остаются изгоями для всех участников большой политики.
Это уже пятый по счету отказ в регистрации НБП. В письме Минюста изложены причины отказа – все они носят не политический, а скорее технический характер. Речь, в частности, идет о нарушениях при проведении учредительного съезда. В Минюсте говорят, что НБП может вновь подать документы на регистрацию, устранив допущенные нарушения.
Между тем отказ имеет важное общественное значение. Регистрация в качестве партии – это пропуск в большую политику, позволяющий в числе прочего участвовать в выборах как в местные и региональные, так и в федеральные органы власти. На сегодняшний день НБП существует как неформальное объединение молодежи, а ее активисты, соответственно, – неформалы, вроде рокеров или филателистов. Правда, в отличие от последних, нацболы развлекают себя экстремизмом, а также
зарабатывают на жизнь с его же помощью. Все это происходит при участии либо одобрении вождя НБП Эдуарда Лимонова.
Нацболы в очередной раз не смогли стать партией – следовательно, не смогут проводить экстремистские идеи в общество с политической сцены. Впрочем, с этим справляется другая партия с очертаниями агрессивного национализма – "Родина". Между ними много общего. Как и НБП, "Родина" - партия вождистского типа, построенная вокруг одного человека и эксплуатирующая маргинальный электорат. Если Лимонов вовлекает подростков в псевдополитическую борьбу и использует в личных целях, то Рогозин старается понравиться националистически настроенному меньшинству. Если Лимонов призывает к нетерпимости в книгах и статьях, то Рогозин в скандальном предвыборном ролике. Наконец,
голодающий лидер "Родины" не менее абсурден и смешон, чем вождь НБП, посещающий дорогие московские рестораны и прочно закрепившийся на страницах глянцевых журналов.
#{more}Однако если скандальная "Родина" не имеет будущего в политике, но сегодня, тем не менее, является парламентской партией, то НБП даже не смогла стать партией, а значит не может играть в политику по-крупному. В этом свете запрет НБП – крайне позитивное явление.
Характерно, что реакцией НБП на отказ Минюста в регистрации стало обещание нацболов "действовать без Вашего одобрения", отказ подчиняться решениям властей и даже нелепое намерение несмотря ни на что "участвовать в предстоящих парламентских выборах".
Напомним, в ноябре 2005 года НБП запрещена в судебном порядке по ряду оснований, в том числе из-за присутствия в ее деятельности признаков политического экстремизма.