4 февраля 2004 года российский бизнесмен Виктор Вексельберг купил коллекцию яиц работы известного ювелира Карла Фаберже. Начало ужасающей катастрофы нужно считать заложенным именно в этот злосчастный день.
Крестовый поход против олигархов продолжается. Подходит очередь Вексельберга? Честно говоря, раньше многие (и я тоже) думали, что следующим будет Потанин. Но, очевидно, сначала может пойти Витя.
Со времен Римской империи изменилось многое по мелочи, но мало что по большому счету. Быдло хочет хлеба и зрелищ
Соответствующая декларация о намерениях, прозвучавшая неделю назад, была освещена рядом СМИ, но тут же затерялась в потоке других новостей. Политические обозреватели, как ни странно, не сделали (во всяком случае, не выразили вслух) адекватный вывод.
Сигнал
Ровно неделю назад группа молодых людей (30 человек) из молодежного крыла партии "Родина" провела пикет у офиса компании ТНК-ВР. Лозунг акции - "Вексельберг, отдай яйца народу!", идея ее проста: олигарх, купивший десяток пасхальных яиц Фаберже за 100 с чем-то млн. долларов, должен передать их государству - "вернуть народу".
#{vote}
Напомню: коллекция редчайших произведений ювелирного искусства русского мастера Карла Фаберже, много десятилетий находившаяся за границей, была куплена Вексельбергом через некоторое время после ареста Миши Ходорковского. Удивительным оказался как сам факт покупки (ранее в страсти к искусству он не был замечен), так и мощный пиар, последовавший в СМИ - даже Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II поблагодарил бизнесмена за возврат яиц на родину. Так и сказал: "Вы сделали для России большое и важное дело".
Публика гадала, во сколько обошлись яйца, и недоумевала - зачем? Между тем репутация Вексельберга как грамотного инвестора подтвердилась: Фаберже - великолепное вложение свободного капитала. Цена яиц на рынке понемногу растет, обладание ими неплохо для имиджа. Почти меценат. В общем, Вексельберг засветился, ну и оставил яйца у себя. Это и стало предлогом для выступления рогозинских мальчиков.
Да еще с тех пор слово "Вексельберг" стало ассоциироваться со словом "яйца". Я слышал разные варианты выражений, используемых в кругах близких к власти в значении разводки бизнеса на деньги. Наряду с универсальными вроде "дербанить" и "шкурить" появилось - в отношении Вексельберга - персональное: "взять за яйца".
И вот теперь "Родина" чего-то хочет…
Запах крови олигарха
Со времен Римской империи изменилось многое по мелочи, но мало что по большому счету. Быдло хочет хлеба и зрелищ.
В России с хлебом проблем нет - золотой дождь нефтедолларов дал населению возможность вернуться к додефолтному уровню потребления.
Со зрелищами хуже. Их полно, но все какие-то негативные. Что за удовольствие смотреть по ТВ на басаевских подонков в "Норд-Осте"? Бессильная власть на фоне Беслана тоже не вдохновляет.
Оборотни в погонах лучше. Летом 2003 года пипл их кушал в целом благополучно, и все же эффект вышел не тот. Я понял это, когда услышал от моего не продвинутого в политике старика-отца такие слова: "Ладно, этих повязали, но кто и когда повяжет тех, кто повязал этих?"
И только дело Ходорковского вышло на славу. Люди любят вкус крови богатых, они переживают комфортные эмоции. Есть призрачная надежда, что "и до других гадов дело дойдет". Это великолепный способ трансформировать недовольство плебса в рейтинг.
Рогозин знает
Мальчики Рогозина не шумят просто так. Только по указанию шефа.
Сам Дима - страшный человек. Политические обозреватели порой выставляют его кремлевским клоуном - мол, он игрушка в руках администрации, ретранслятор - и только. Подобное определение требует, как минимум, важного дополнения: по роду бизнеса он оппозиционер-типа-народник, инсталлированный в левый край публичной политики. Его работа - раскручивать врагов народа. Кроме того, он понимает тенденции. Он информированный, проницательный, неглупый и очень прагматичный. Короче, он знает, кто следующий.
Претензии типа "верни народу награбленное" можно предъявить любому олигарху. "Родина" не послала мальчиков на войну против Абрамовича, Потанина или Пугачева. Нет резона. А вот сплясать на костях намеченной жертвы выгодно.
Ситуация Вексельберга трагична. Надо что-то делать. Конечно, он, как, впрочем, тысячи других испуганных богатых людей нашей страны, давно задает себе этот вопрос. Выберешь неправильный ответ, и пожалуйте в загородку.
Уличный коммерсант, столкнувшись с рэкетом, навязывающим излишне высокие тарифы за крышевание, выполняет одно из трех действий. Он либо ищет другую крышу (например, оборотней в погонах). Либо платит бандюкам столько, сколько просят. Либо избавляется от бизнеса, сопряженного с такими проблемами. Собственно, это и есть три варианта ответа на волнующий Вексельберга вопрос.
Первый - пониже пригнуться. Обеспечив позитивный пиар в российских СМИ, ускоренными темпами интегрироваться в международное бизнес-сообщество. Иными словами, делать вид, что в отношениях с властью у тебя все в порядке, в надежде на то, что не станут трогать хотя бы в ближайшее время. А вне России искать крепкую крышу.
Второй - пониже нагнуться. Поработать над позитивным пиаром, как в первом варианте. Не искать иностранной помощи. Начинать заносить деньги. Точнее, заносить больше, и правильным людям.
Третий - срочная эвакуация. Обналичить российские активы, следуя примеру Абрамовича, и уехать туда, где любят убежавших.
По правде сказать, при всем богатстве выбора особого выбора-то и нет.
Все дороги ведут в кэш
Первый вариант господин Вексельберг давно включил на полную громкость. Не вступает в прямую полемику с властью. После провалов на переговорах с газпромовскими пишет в пресс-релизах, что, типа, стороны в очередной раз достигли взаимопонимания, спорных вопросов нет, все будет хорошо, etc.
Что касается британской крыши Вескельберга, она, как выяснилось, больше раздражает, чем помогает. Мои газпромовские источники описывают заграничную активность Вити в выражениях вроде "он допрыгается в своих лондонах".
Второй вариант не обсуждаем ввиду неработоспособности. Один известный олигарх уже пошел по нему - стал публично говорить про социальную ответственность бизнеса, заносить в особо крупных размерах.
Самое страшное, однако, вот что: сколько ни заноси, никогда не будет достаточно. Слова о партнерстве в таком раскладе - самообман. Ты им должен всегда. Бесланским детишкам ты помогай, если деньги некуда девать, а нам будь добр заноси по графику... Так что выход один - соскочить.
С продажей акций надо поторопиться. Оно конечно понятно, что цена лучше после хорошей предпродажной подготовки. Но надо посмотреть над предпосадочную историю Ходорковского. Миша в свое время и капитализацию ЮКОСа поднял до небес, и вредный для котировок закон о соглашениях о разделе продукции завалил. Да и сам был не чета Вите - здоровался за руку с чиновниками администрации президента США. Хотел хорошую цену - долго искал. Где теперь Ходорковский?
Ситуация в стране не позволяет заглядывать в будущее. Преобладают ситуативные решения, разрушительные в долгосрочном плане. Неосознанно создается общество богатых русскоговорящих лондонцев, готовых через год-другой финансировать почти любые антироссийские движения. Все это, плюс подсказка Рогозина, означает для Вескельберга одно: пора ехать. Лучше быть богатым эмигрантом, чем бедной жертвой.
(!) Читайте свежую колонку "Политическая кухня" каждую неделю по вторникам и четвергам.
Игорь Абросимов. Пишите... ( pk@dni.ru )