Размышления по поводу годовщины введения ОСАГО.
Российская жизнь, как всегда, полна парадоксов. Государство под предлогом защиты населения и борьбы с бедностью, что называется, железной рукой в мягкой перчатке строит олигархов и приказывает им вести бизнес законно и с высоким уровнем социальной ответственности. И практически одновременно другой рукой отбирает у населения льготы, предлагая взамен мизерные денежные компенсации. При этом выплачивать их предлагается через региональные бюджеты, у которых то же государство в лице Кремля предварительно отобрало в пользу центральной власти большую часть доходов. Есть, однако, основания полагать, что через пару лет, то есть ближе к выборам, ситуация изменится. Пропрезидентская "Единая Россия", встав перед перспективой колоссальной потери голосов, задумается. Поскольку против нее теперь, кроме населения, будут настроены и губернаторы, никакой административный ресурс уже не сработает. И придется лидерам "единороссов" слегка посыпав голову пеплом, отыгрывать назад. Но боюсь, что будет уже поздно.
Потому что кроме продавленного ими недавно закона о льготах уже год действует печально известный закон об обязательном страховании автотранспорта (ОСАГО), проведенный опять же при активном участии ЕР. И люди не только это помнят, но и нередко испытывают на себе, когда, например, после аварии проходят кучу мытарств, чтобы получить страховку. При этом даже те, кто уже не может позволить себе покупать газеты, по телевизору видят и слышат, прямо скажем, непотребные факты из жизни тех же страховых компаний. Как выяснилось, страховые компании за истекший отчетный год облегчили кошельки российских автолюбителей на 39,9 миллиардов рублей – почти полтора миллиарда долларов. В то же время страховые выплаты составили вдесятеро меньшую сумму – 3,9 миллиарда рублей. Если исходить только из этих цифр, то этот сектор бизнеса по прибыльности превзошел оружейный, интимных услуг и даже контрабандный. При этом страховщики, ничтоже сумняшеся, заявляют, что их бизнес в этом секторе еще не стал прибыльным. И одна из газет даже приводит данные некоего анонимного соцопроса, согласно которым 39% респондентов выступают за повышение тарифов на ОСАГО и только 33% - против. Не знаем, честно говоря, в какой стране проводился опрос (если верить классику: вся Россия – палата №6), но данные, например, опроса РОМИРА довольных системой страхования – 14,5%, в то время как резко отрицательно к ней относятся 27,1% опрошенных. И их можно понять. Достаточно, например, посмотреть статистику крупнейшего оператора на этом рынке - компании "Росгосстрах". За год компания собрала с автолюбителей 13,9 миллиарда рублей, Нетрудно примерно оценить объем и выплат – не более 1,5 миллиарда. Антикризисного менеджера Рубена Варданяна можно поздравить: два года назад он возглавил весьма убыточную компанию. Существует даже версия, что именно его лоббистскими усилиями и было обеспечено появление проекта закона об автогражданке. Тем не менее, страховщики настаивают на дальнейшем поднятии тарифов при сохранении коэффициента "бонус – малус", вызывающего наибольшее неприятие у автолюбителей. Напомним, что по "бонус-малусу" "безаварийный" водитель через год получает полис на 5% дешевле, а в случае аварии по его вине цена полиса подскакивает сразу на 55%, а при двух таких случаях – в 2,45 раза. А теперь о том, что мы хотели сказать. Есть основания полагать, что государство относится к страховщикам более чем благосклонно. По крайней мере "Единую Россию" злые языки уже окрестили "страховочной" партией. Страховщиков не строят, как олигархов, не заставляют быть социально ответственными… Может быть им пора подумать об ответных шагах. К примеру, вместо увеличения тарифов предложить их снижение, допустим на 500 рублей. Как мы смогли убедиться выше, бизнес от этого не сильно пострадает, зато политический эффект будет очень сильным. Население, привыкшее видеть в государстве исключительно рэкетира, жаждущего залезть в их карман, будет, мягко говоря, приятно удивлено. И, соответственно будет смягчен эффект от закона по льготам…