партнеры
Вторник
20 октября
Лента новостей
СТРАХОВАНИЕ

Хочешь жить — плати

прочитано 377 раз

Одно из недавних заседаний Правительства РФ было посвящено реформе медицинского страхования. Каким оно будет, наше обновленное здравоохранение? И каким бы мы хотели его видеть? Об этом рассказал "АиФ-здоровье" первый заместитель министра Минэкономразвития Михаил Дмитриев.

ПО ТЕМЕ

Система медицинского страхования существует уже больше 10 лет, но ни разу за этот период она не финансировалась так, как должно. Поэтому главная задача, которую мы пытались решить в рамках нового закона об обязательном медицинском страховании, — обеспечить полноценное финансирование этой системы.

Главный же принцип, по которому должна работать система медицинского страхования, — расчеты за медицинскую помощь с поликлиниками, стационарами и врачами осуществлять в соответствии с реальными объемами лечебной помощи пациентам. Только так мы сможем заинтересовать медицинские учреждения и врачей бороться за пациента. А раз они будут за него бороться, значит, обслуживание, лечение будут на более высоком уровне. Пока не будут платить врачам за их труд нормальные деньги, ничего у нас не получится. Естественно, новый закон не сводится лишь к поиску необходимых финансовых средств — он существенно корректирует все механизмы взаимоотношений в системе медицинского страхования. Каждый человек сможет выбрать страховую компанию и лечиться в любой клинике, имеющей договор с этой страховой компанией.

Финансовая схема сотрудничества страховых компаний в разных регионах подразумевает, что бесплатную медицинскую помощь владелец полиса ОМС сможет получить в любой момент, даже находясь вдали от дома.

Закон будет вводиться в стране постепенно. В 2005 году в эксперимент вступят наиболее подготовленные регионы. А к 2008 году новая система, как мы надеемся, охватит всю территорию страны, при этом во всех краях, областях, городах, селах медицинская помощь будет финансироваться без дефицита и в соответствии с ее реальной стоимостью.

Одна из задач нового закона — снизить объемы неформальных платежей, то есть средств, которые пациенты вынуждены платить из собственного кармана за официально бесплатную медицинскую помощь. В новой системе мы рассчитываем всю бесплатную помощь в части обязательного медицинского страхования профинансировать в полном объеме, поэтому прогнозируем существенное снижение неформальных платежей за эти услуги. Приведу пример: когда в ряде областей Кыргызстана ввели полноценно финансируемую систему медицинского страхования, неформальные платежи существенно сократились. Поэтому еще раз хочу подчеркнуть: система обязательного медицинского страхования останется бесплатной для пациентов, а вот страховые организации получат возможность впервые в полном объеме рассчитываться за нее с медицинскими организациями. То есть оплата будет производиться не из кармана пациента, а из средств страховых медицинских организаций.

Когда пациента принуждают оплатить даже не полную стоимость лечения, а процентов 60 от стоимости операции или другой процедуры, ясно, что с него в виде неформального платежа пытаются получить то, что недополучили от страховой компании. Если же больной платить откажется, медицинское учреждение все равно свои недополученные средства компенсирует, но уже за счет ухудшения качества лечения. Вот характерный пример из московской практики. Для того чтобы врачу районной поликлиники реально выйти на уровень заработной платы хотя бы 6000 рублей (по московским меркам — очень небольшие деньги), ему приходится в два раза сокращать время приема пациента по сравнению с существующими нормативами. О каком уж качественном лечении тут может идти речь?

В страховой компании, с которой человек заключит договор, он сможет ознакомиться с полным перечнем медицинских услуг, которые клиника обязана предоставить ему бесплатно. То есть в любой момент он может рассчитывать на получение любого вида медицинской помощи из этого перечня.

Что касается неотложной помощи, то в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования такая помощь будет предоставляться вне зависимости от того, есть у человека полис или нет.

Для пожилых людей в рамках системы медицинского страхования установлен повышенный норматив финансирования медицинской помощи, который на четверть выше, чем для остальных граждан. В 2005 году этот норматив составит порядка 1600 на одного пенсионера.

Основная часть вопросов, связанных с льготным обеспечением лекарственными препаратами, выходит за рамки гарантий по базовой системе медицинского страхования. Финансируются эти программы из бюджета субъектов Федерации, а не за счет средств медицинского страхования. Естественно, если денег в бюджете субъекта не хватает, то и льготные лекарства финансируются не в полном объеме и нерегулярно. Мы же в рамках системы медицинского страхования надеемся решить другую немаловажную проблему. Речь идет о расширении списка лекарственных препаратов, которые будут предоставляться пациенту бесплатно в случае прохождения им лечения амбулаторно. Сейчас у нас существует довольно широкий список лекарственных средств, которые выдаются бесплатно при госпитализации, и очень незначительный — для тех, кто лечится под наблюдением участкового врача дома, что косвенно стимулирует пациентов обращаться за госпитализацией даже в тех случаях, когда они могли бы спокойно обойтись и без этого. Госпитализация — очень дорогое удовольствие. Вот мы и думаем: часть денег, которые расходуются на содержание избыточных коек в больницах, направить на расширение перечня лекарственных препаратов, выдаваемых бесплатно в амбулаториях.

Система обязательного медицинского страхования охватывает лишь базовую программу медицинской помощи. Так, сегодня в базовую программу входят неотложная медицинская помощь при внезапных заболеваниях, несчастных случаях, отравлениях, травмах, родовспоможение, диагностика, обследование и лечение в амбулаторных условиях при острых и обострении хронических болезней, стоматологическая помощь, лечение в стационаре и так далее (перечень достаточно обширный).

Однако большинство высокотехнологичных дорогостоящих видов медицинской помощи не входит в базовую программу ОМС и финансируется за счет бюджетных средств, но далеко не в тех объемах, которые нужны для бесплатного лечения всех пациентов. При этом мы гарантируем, что любая операция, входящая в программу госгарантий, будет профинансирована в полном объеме. Но, увы, останутся виды высокотехнологичной помощи (так называемая медицина высоких технологий), которые оказывать всем нуждающимся бесплатно наше здравоохранение просто не в состоянии. Иногда приходится слышать: а вот в Америке за счет страховки оплачиваются операции любой сложности. Но при этом забывают, что уровень расходов на медицинскую помощь в Америке намного превосходит наш и обходится эта помощь американцам в три валовых внутренних продукта Российской Федерации. Даже если мы бросим все, что создает наша экономика, на оплату высокотехнологичной медицинской помощи, нам этого не хватит и на треть того, что имеют американцы. Поэтому еще раз повторяю: медицина высоких технологий выходит за рамки программы медицинского страхования, хотя помощь в рамках этой медицины, может, и будет оказываться бесплатно, но далеко не всем нуждающимся. Надо понимать, что прохождение дорогостоящего курса лечения или проведение какой-либо дорогостоящей операции может предполагать наличие длинной очереди. Я прекрасно понимаю, что порой речь может идти о жизни или смерти пациента, но экономические возможности здравоохранения не позволяют бесплатно пролечить всех с помощью медицины высоких технологий.

комментарии

Ответить: