Здесь изложен ход развития начавшейся вчера в девять часов вечера трагедии. Вооруженные люди в масках - как оказалось впоследствии, около 40 человек, подъехали к Театральному центру на улице Мельникова в иномарках около девяти вечера. Зал был полон, в театре аншлаг, внутри находится приблизительно семисот человек. На сцене в это время разворачивался второй акт спектакля. Террористы ворвались в здание и заблокировали вход. Внезапно выбежав на сцену с автоматами в руках, они несколько раз выстрелили в воздух и приказали всем оставаться на своих местах. Первое сообщение поступило по каналам Интерфакса через час – от сотрудницы агентства, которая оказалась в числе заложников.
Требования террористов некоторое время оставались неизвестными. Они разрешают пользоваться заложникам мобильными телефонами. Люди выходят на связь с родственниками, средствами массовой информации. По их словам, захватчики говорят на непонятном языке, вооружены, среди них есть женщины-вдовы погибших в Чечне, обвязанные поясами со взрывчаткой.
Части персонала удалось скрыться в гримерных комнатах Театрального центра. Около пятнадцати человек, в том числе один из авторов мюзикла Алексей Иващенко, вырвались из плена через окна – скрутив одежду и ткани в веревки.
В половине одиннадцатого вводится план "Гроза", к тому моменту здание театрального центра уже в оцеплении. 22.50 террористы отпустили 20-ть детей. Один из них сообщил, что террористы выдвигают единственное требование – прекратить войну в Чечне.
Кроме того, по словам очевидцев, право покинуть зал предоставили грузинам и мусульманам. По словам заложников, террористы начинают минировать здание. Взрывчатку подвешивают на веревке под балконом, чтобы в случае взрыва он упал на партер.
Становится известно, что зал захвачен боевиками племянника известного террориста Мовсара Бараева, который погиб более года назад. Это подтверждает представитель государственного комитета обороны республики Ичкери Мовлади Удугов.
Начало двенадцатого: на связь с Би-Би-Си выходят представители террористов, которые заявили, что захватчики являются чеченцами. Из зала Театрального центра поступают противоречивые сведения.
В начале двенадцатого со ссылкой на террористов появляется информация, что в партере много крови, террористы избивают заложников. Однако позже сами заложники эти сведения опровергают и настаивают на хорошем к ним отношении. И террористы и заложники требуют воздержаться от вооруженного штурма.
Как передает сотрудница "Эха Москвы" с места происшествия, они угрожают расстреливать по десять заложников за каждого из своих. Пока пострадавших нет.
В начале первого ночи агентства сообщают, что в здании был слышен взрыв – эта информация не подтверждается, в дальнейшем не находят подтверждения и сообщения о якобы имевших место перестрелках.
Террористы постепенно начинают освобождать заложников – к семи утра на воле окажутся около ста пятидесяти человек. Становится известно, что террористы начали минировать здание.
К центру на Дубровке подъезжают родственники заложников, в районе открыт специальный штаб, где им оказывают необходимую помощь. Переговоры шли практически всю ночь.
Около девяти утра количество освобожденных достигло ста пятидесяти человек, среди них дети, беременные женщины. В промежуток между 1 и 3 утра периодически появляется информация о телефонных переговорах, которые правоохранительные органы ведут с террористами.
В здание Театрального центра входят депутат Госдумы от Чечни Асланбек Аслаханов и Руслан Хасбулатов. Они пытаются уговорить разрешить ситуацию мирным путем. Однако становится ясно, что переговоры зашли в тупик. Их решено продолжить чуть позже. ФСБ опровергает информацию, что террористы требуют денег.
Информационное агентство "Кавказ-центр" сообщает, что около шести утра был убит милиционер, который попытался проникнуть в здание, притворившись пьяным. Власти оставляют эти сведения без комментариев. Становится известно, что все здание заминировано по периметру – об этом в начале седьмого утра сообщил в эфире "Эха Москвы" один из заложников.