Прохождение поворотов – отдельная песня. При длительной быстрой езде у нас часто притупляется чувство скорости. Впереди замаячил медленный поворот. Вследствие искаженного восприятия реальной скорости, мы входим в поворот слишком быстро. А ведь законы физики никто не отменял, есть масса параметров, такие как качество асфальта, характеристики шин, подвески и т.д., которые нужно учитывать. Например, двигаясь со скоростью 60 км/ч, этот поворот еще можно пройти, а если прибавить еще 10 км/ч, то возникнет аварийная ситуация. Согласно европейской статистике, типичные аварии водителей мощных и быстрых автомобилей – это выезд на встречную полосу или удар о бордюр во время прохождения поворота. Для того чтобы правильно научиться вращать рулем, достаточно выполнять такое известное упражнение как "змейка" - скоростное маневрирование, когда нам нужно объезжать расставленные на определенном расстоянии друг от друга конусы. Сделаем небольшое отступление. Автомобиль – это не компьютерная игра или монолитный кусок металла, а достаточно сложный "живой организм", который не может моментально выполнять наши команды. Машина опирается на асфальт не всей шиной целиком, а лишь малой ее частью – это так называемое пятно контакта, оно небольшое, величиной чуть больше ладони. У автомобиля также имеются пружины, амортизаторы, накачанные воздухом покрышки и.т.д. Когда вы поворачиваете руль, то реакция до этих пятен контакта доходит с некоторой задержкой – центробежные силы должны сначала прожать ту самую пружину и амортизатор, не забываем и про резиновую шину. Сила в пятне контакта нарастает постепенно, пока угол поворота станет оптимальным, нужно какое-то время. А ведь машина не стоит на месте, она движется. В зависимости от скорости, за этот временной отрезок она может проехать пять, семь, десять и более метров.
Если во время выполнения упражнения вы будете делать движение рулем непосредственно перед конусом, то автомобиль попросту не успеет повернуть. Даже если вам и удастся объехать первый конус, то следующий вы точно собьете, так как ваша траектория начнет смещаться дальше. Даже на сухом асфальте мы должны все делать заранее. Где-то за 5-7 метров (все зависит от скорости выполнения упражнения) мы должны поворачивать. Есть еще один секрет эффективного вождения – мы уже об этом рассказывали в предыдущих статьях, но, тем не менее, повторим еще раз: машина управляется не только рулем, но и педалью газа за счет перераспределения нагрузки. Представим, что у нас переднемоторный автомобиль с развесовкой по осям, близкой к оптимальной - то есть по 50:50. Когда он движется по прямой, баланс сохраняется. Но стоит нам нажать на педаль акселератора, наоборот убрать с нее ногу или просто затормозить, то произойдет перераспределение нагрузки. Таким образом, мы можем дополнительно догрузить переднюю ось, у нас возникает дополнительное давление в пятне контакта колес и в этот момент машина лучше управляется. Ни в коем случае нельзя делать первый поворот руля резким и на большой угол. Машина все равно сиюминутно не среагирует. Обыкновенный водитель в таком случае еще сильнее доворачивает руль. В результате таких неправильных действий теряется оптимальный угол поворота колес и резко снижается сцепление шин с дорогой – происходит срыв в скольжение – автомобиль начинает плужить передней осью. Но на этом беды не заканчиваются. У нас продолжается снос передней оси, но затем в какой-то момент скольжение прекращается – передние колеса имеют свойство резко восстанавливать сцепление. И тут начинается самое непредвиденное - возникает занос. Когда шины восстанавливают сцепление, мы как будто резко тормозим только передними колесами и при этом с вывернутым рулем едем по какой-то плавной дуге – автомобиль разворачивает вокруг центра масс.
К такому повороту событий обыкновенный водитель, как правило, не готов. На уровне инстинкта он еще может вывернуть руль в сторону заноса, но чтобы машина перестала "тормозить" передней осью, в этот момент нужно резко нажать на газ или выжать сцепление. Однако чтобы научиться выходить из этой ситуации, надо пройти не один десяток занятий, многократно повторяя это упражнение. В какой-то мере будет проще и полезнее научиться не попадать в такую ситуацию. Возвратимся снова к "змейке". Перед объездом конуса мы за какое-то расстояние сначала сбросом газа должны добавить нагрузку на передние колеса и тогда небольшим поворотом руля сможем эффективно заправить автомобиль в поворот. Затем, поравнявшись с конусом, мы нажимаем на газ и распрямляем руль, чтобы ускориться к следующему повороту. Затем опять, не доезжая определенное расстояние (опять же все зависит от скорости выполнения упражнения – чем она больше, тем длиннее должно быть расстояние), повторяем все сначала – сбрасываем газ и т.д. Второе упражнение нацелено на отработку торможения и прохождения поворотов. Допустим, у нас идет прямая, а за ней следует крутой разворот. Типичная ситуация: загородная дорога, машина быстрая, едем со скоростью 150 км/ч. И вдруг возникает достаточно медленный поворот, который надо пройти, допустим, на 60 км/ч. Если мы его попытаемся пройти на 70 км/ч, то можем не вписаться и вылететь на обочину или хуже того хуже на встречную полосу. Перед поворотом мы начинаем замедление – это будет точкой начала торможения. Наш автомобиль при правильном действии с педалью тормоза, когда мы сразу создаем большое усилие, замедляется за определенное расстояние до нужной нам скорости. Как мы помним, при замедлении у машины перераспределяется нагрузка, и у нас возникает дополнительная прижимная сила в пятнах контакта, что может помочь нам повернуть в точке начала поворота. Если же мы оттормозимся и отпустим педаль заранее до точки начала поворота и войдем в поворот уже на разжатых пружинах, то эффективность наших действий стремится к нулю – мы словно в воздухе поворачиваем. Правильным решением данной задачи будет такое же эффективное торможение, но точку начала торможения мы передвигаем ближе к повороту - чтобы к точке начала поворота замедлиться до 60 км/ч и оказаться на машине с "прижатыми" к асфальту колесами. Таким образом, точка конца торможения должна примерно совпадать с точкой входа в поворот. В автоспорте думают не о быстрых входах в поворот, а о быстрых выходах из него, потому что это наиболее эффективно. То есть мы вторую часть поворота как бы присоединяем к следующей за ним прямой. Чем раньше мы разгонимся на прямой, тем быстрее доберемся до следующего поворота, виража и т.д. Для этого поворот делится на две части. Уже в его середине мы должны правильно сориентировать автомобиль, у которого колеса должны смотреть как можно более прямо по ходу движения машины, а не в бок – то есть мы "нацеливаем" автомобиль на следующую за поворотом прямую. В этот момент мы уже отметили для себя некоторую точку, к которой мы двигаемся – она расположена достаточно далеко на прямой - и по плавной дуге к ней ускоряемся. Чтобы правильно сориентировать автомобиль (а мы уже мысленно разделили поворот на 2 части), нужно построить достаточно крутую траекторию в первую его первую часть – то есть траектория входа в поворот должна быть глубокой, а вторая часть, наоборот, пологой. Таким образом, основной поворот мы делаем за первую часть. Напомним, что все это будет эффективно и безопасно только когда мы оттормозились и на прижатой машине зашли в поворот, выбрав оптимальную скорость. Если мы не сориентировали автомобиль правильно, то на газ нажимать бесполезно – машина не повернет, ее с сильно вывернутыми колесами понесет к обочине. Вышеперечисленные упражнения совершаются без перехвата руля. Наш природный ограничитель – это (если смотреть сверху) почти скрещенные руки во время поворота рулевого колеса. Пробовать выполнять подобные приемы без опытного инструктора на дорогах общего пользования – неэффективно, неправильно и, главное, небезопасно. Безаварийное вождение и автоспорт рассчитаны на то, что человек будет совершенствоваться и постоянно отрабатывать различные упражнения. Если водитель не будет закреплять полученные навыки многократным повторением, то в нужный момент он попросту не сможет грамотно и вовремя скоординировать свои действия, чтобы избежать аварийной ситуации.