Во время военного путча в Венесуэле в апреле 2002 года президенту страны Уго Чавесу удалось остаться в живых благодаря кубинскому лидеру Фиделю Кастро. Тайну спасения венесуэльского друга команданте открыл в статье "Диалог с Чавесом". 11 апреля 2002 года в результате государственного переворота, который возглавил Педро Кармона Эстанга, лидер Венесуэлы был отстранен от власти. Представители путчистов прибыли в президентский дворец поздно ночью 11 апреля и потребовали немедленной отставки Чавеса, угрожая бомбардировкой президентского дворца, внутри и вокруг которого находились тысячи его сторонников. Почетная гвардия была готова к защите дворца. Но Чавес, желая избежать кровопролития, приказал бойцам не применять оружия и дал себя арестовать.
В течение многих часов не существовало никакой официальной информации об участи президента, парламентариев и министров свергнутого правительства. Арестовавшие Чавеса военные перевозили его с места на место, пытаясь добиться от него подписи под заявлением об отставке, которая могла бы придать видимость законности "новым властям".
12 апреля один из сочувствующих Чавесу офицеров смог передать на несколько минут арестованному президенту свой мобильный телефон. Чавес позвонил жене и одной из дочерей, чтобы передать через них, что он не подавал и не подаст в отставку. Ни одно из крупных средств массовой информации страны, ни международные агентства не передали этой информации. Венесуэльцы смогли узнать об этом только много часов спустя из передач международной службы радио Гаваны.
Президент Венесуэлы Уго Чавес уже 14 апреля вернулся на президентский пост при поддержке лояльных частей армии и многочисленных сторонников, отмечает РИА "Новости".
Фидель Кастро рассказал предысторию этих событий. Так, он связался с Чавесом 11 апреля 2002 года по городскому телефону, который находился на кухне. "Никакая другая спецсвязь не работала, - уточнил президент Кубы. - Услышав мой голос, он очень удивился и спросил у меня: "Ты что Фидель, звонишь из другого мира?"
"Я точно помню, как в ту роковую ночь я попросил его не жертвовать собой, как это сделал Сальвадор Альенде, - пишет Кастро. - У чилийского президента не было ни одного солдата, чтобы сопротивляться, в то время как за Чавесом стояли тысячи преданных ему военнослужащих". По мнению кубинского лидера, в ходе телефонного разговора ему удалось убедить Чавесу не идти на крайности и попытаться выбраться из непростой ситуации живым.



