Госдума решила облегчить малому и среднему бизнесу жизнь. На рассмотрение парламентариев вынесен законопроект, который упростит для мелких предприятий составление отчетности и освободит их от обязательного аудита.
Как пишет газета
"Коммерсантъ",
из-под ежегодных проверок бухгалтерской отчетности предлагают вывести все компании, чья выручка не превышает 400 миллионов рублей. Таким образом, депутаты поднимают "аудиторский порог" в восемь раз.
Участники рынка не боятся, что мелкие компании станут от этого более закрытыми. По их оценкам, действующее законодательство только способствует массовым фиктивным аудиторским заключениям.
Поправки к закону "Об аудиторской деятельности", подготовленные под руководством главы комитета Госдумы по собственности, единоросса Виктора Плескачевского, должны освободить от обязательного аудита предприятия малого и среднего бизнеса. "Данной инициативой
мы делаем попытку реально облегчить финансовую и административную нагрузку на малый и средний российский бизнес", - отмечает один из авторов законопроекта Екатерина Семенова.
Сейчас согласно закону в обязательном порядке аудит проводят все открытые акционерные общества, банки, страховые компании и биржи, инвестиционные и внебюджетные фонды, а также предприятия с выручкой от 50 миллионов рублей или суммой активов бухгалтерского баланса от 20 миллионов рублей. Поправки предполагают повысить эти значения в восемь раз - до 400 миллионов рублей и 160 миллионов рублей соответственно.
"Для малого бизнеса с небольшим объемом выручки обязательный аудит является дополнительной финансовой нагрузкой без существенной практической пользы, - согласен с депутатами директор по аудиту фирмы "Грант Торнтон" Михаил Фролов. - Собственник или руководитель такой компании обычно детально осведомлен о состоянии дел в компании, о привлечении внешнего финансирования такой компании пока задумываться рано, так что получается, что аудит делается для галочки".
"Когда есть спрос на такой псевдоаудит, появляется и предложение со стороны недобросовестных компаний", - добавляет вице-президент по корпоративному развитию ФБК* Ирина Сухова. Если аудит небольшого завода стоит порядка 1,5 миллиона рублей, то фиктивное аудиторское заключение - 30-100 тысяч, говорит гендиректор "Бейкер Тилли Русаудит" Евгений Самойлов.
Принятие нового закона грозит аудиторам уменьшением выручки. Из-за кризиса рынок аудита и так сокращается. Его объем в 2009 году составил 25,2 миллиарда рублей против 30,9 миллиарда рублей в 2008-м, оценивает директор ЦМЭИ БДО Елена Матросова. После вступления в силу поправок к закону с рынка уйдет до 70% клиентов аудиторских компаний, но в денежном выражении рынок сократится на 10%-20%, подсчитывает Евгений Самойлов. Однако пострадают прежде всего мелкие аудиторские компании.