15 августа в российском Выборге и швейцарском Локарно при подведении итогов двух кинофестивалей жюри воздало по заслугам двум картинам из России.
Фильм Андрея Хржановского "Полторы комнаты, или сентиментальное путешествие на родину" успел завоевать себе международное признание, но до этих пор не был отмечен призом на "домашнем" фестивале.
Лента "Бубен. Барабан" Алексея Мизгирева, наоборот, стартовала спецдипломом на "Кинотавре" и впервые испробовала силу таланта своего создателя за границей.
С любовью из Локарно
В 2009 году главные
европейские смотры взяли моду оттенять "загадочной русской душой" свои основные соревновательные программы. Как 62-й Каннский кинофестиваль, так и 66-й Венецианский фестиваль, оставив российских режиссеров за чертой конкурса, все же зазвали в "спецотсеки"
"Царя" Павла Лунгина и и "Сказкой про темноту" Николая Хомерики ( в первом случае) и
"Короткое замыкание" Петра Буслова, Ивана Вырыпаева, Кирилла Серебренникова, Бориса Хлебникова и Алексея Германа-младшего и "Блокадные дневники" Александра Сокурова. 31-й Московский международный кинофестиваль, напротив, прогремел
триумфом нациальнального кинематографа - однако награды, розданные на родине, не так поражают своим блеском, как вывезенные из-за границы.
Эта победа российского фильма в режиссерской номинации - самое значимое событие для кинематографа России за последний год
Новую российскую звезду зажег на кинематографическом небосклоне ровесник киносмотра в Каннах - 62-й Международный кинофестиваль в Локарно. Из России в итальянский уголок Швейцарии выписали три картины: "Бубен. Барабан" Алексея Мизгирева, "17 августа" Александра Гутмана и придуманное русскими художниками Михаилом Шприцем и Алексеем Климовым аниме "Первый отряд".
Но только одна из них - первая - соревновалась за "Золотого леопарда" и была удостоена "Серебряного леопарда", приза за лучшую режиссуру, а также специальной награды жюри. Киносмотр в Локарно входит в пятерку старейших фестивальных площадок мира, и, несмотря на то, что он, как и ММКФ, также испытывает проблемы самоидентификации, эта победа российского фильма в режиссерской номинации - самое значимое событие для кинематографа России за последний год. Отметим, что лучшим фильмом в Локарно была названа картина "Она, китаянка" режиссера и писателя Гуо Сяолу.
Вид из "Окна в Европу"
Сразу после того как были названы победители кинофорума в итальянском уголке Швейцарии, своих хозяев нашли и
награды фестиваля российского кино "Окно в Европу". В Выборге решением жюри был сбалансирован послужной список
картины Андрея Хржановского "Полторы комнаты, или сентиментальное путешествие на родину" по произведениям Иосифа Бродского.
Этот фильм, который на Западе определили бы модным жанром байопик, начал свое путешествие по фестивальным площадкам мира с Роттердама в январе 2009 года. Выйдя в российский прокат 9 апреля, лента вновь отправилась в странствие, побывала на Международном кинофестивале в Стамбуле и, наконец, в июле была
удостоена приза "Хрустальный глобус" на 44-м киносмотре в Карловых Варах, где была показана в конкурсной программе "К Востоку от Запада".
Все это время картина оставалась фактически непризнанной у себя дома - в России. Кинофестиваль в Выборге внес справедливую коррективу в эту расстановку: фильм Андрея Хржановского получил
не только "Золотую ладью", но специальный приз "Серебряная ладья" для Алисы Фрейндлих, исполнившей в картине одну из главных ролей.
Спецпризы из Выборга увезли Нана Джорджадзе - за фильм "Метеоидиот", Михаил Ефремов - за лучшее исполнение мужской роли в фильме "Кошечка" режиссера Григория Константинопольского. Сам Григорий Константинопольский также был удостоен награды - приза Гильдии киноведов и кинокритиков России.