5 августа открывается 62-й международный кинофестиваль в Локарно - ровесник
киносмотра в Каннах и
один из главных конкурентов ММКФ.
Из России в итальянский уголок Швейцарии
выписали три картины: "Бубен. Барабан" Алексея Мизгирева,
"17 августа" Александра Гутмана и придуманное русскими художниками Михаилом Шприцем и Алексеем Климовым аниме
"Первый отряд".
Российская прописка в Локарно
Добрую славу русскому кино в Локарно заслужили еще его советские представители.
В год рождения киносмотра увенчанные призом швейцарского фестиваля
за первую серию "Ивана Грозного" Сергея Эйзенштейна в Москву вернулись операторы Эдуард Тиссэ и Андрей Москвин. Видение советских операторов приглянулось жюри и спустя год – тогда триумфаторами стали ответственные за камеру в "Адмирале Нахимове" Анатолий Головня и Тамара Лобова.
В 2000-х годах приглянуться швейцарскому жюри не удалось даже Андрею Звягинцеву с "Возвращением"
Спецпризами здесь были отмечены режиссеры: Владимир Каплуновский за "Капитанскую дочку", Арунас Жебрюнас за "Девочку и эхо", Борис Яшин за "Осенние свадьбы", Алексей Герман за "Моего друга Ивана Лапшина", Алеко Цабадзе за "Пятно", Николай Досталь за "Облако-рай". Лучшим режиссером в Локарно становился Марк Донской с "Фомой Гордеевым".
Главные призы из Локарно на землю русскую увозили трижды: в 1953 году это удалось Григорию Александрову с "Композитором Глинкой", в 1969 году - Глебу Панфилову с "В огне брода нет", в 1990 году - Светлане Проскуриной со "Случайным вальсом". "Бронзового леопарда" в 1984 году на фестивале был удостоен Александр Сокуров за "Одинокий голос человека".
Обрело в Локарно собственный голос и новое российское кино: в конкурс фестиваля попадали и Вадим Абдрашитов с "Временем танцора", и Валерий Огородников с "Бараком", и Андрей Эшпай с "Многоточием", и Кирилл Серебренников с "Юрьевым днем". Однако в 2000-х годах приглянуться швейцарскому жюри не удалось даже Андрею Звягинцеву с "Возвращением", через полмесяца покорившему Венецианский фестиваль.
И бубен, и барабан, и пионеры
В этот раз
судить на киносмотре будут только одну российскую картину -
отмеченный спецдипломом на "Кинотавре" фильм
"Бубен. Барабан" Алексея Мизгирева. Документальную работу Александра Гутмана
"17 августа", параллельно заявленную в конкурсе неигровых фильмов на российском кинофестивале "Окно в Европу", покажут
в рамках "Недели критики", а российско-канадско-японский анимационный сказ о мертвых пионерах-героях
"Первый отряд",
спецпризер 31-го ММКФ, будет представлен европейскому зрителю
в программе "Аниме сегодня".
В 2009 году российскому кино посчастливилось прогреметь разве что на Московском международном фестивале, где
отечественные картины в списке призеров уступили иностранцам лишь одну позицию.
Европейские смотры в большинстве своем
разнообразят "загадочной русской душой" специальные программы, как это было на 62-м Каннском кинофестивале
с "Царем" Павла Лунгина и "Сказкой про темноту" Николая Хомерики и будет на 66-м Венецианском кинофестивале
с "Коротким замыканием" Петра Буслова, Ивана Вырыпаева, Кирилла Серебренникова, Бориса Хлебникова и Алексея Германа-младшего и "Блокадными дневниками" Александра Сокурова.
Кинофестиваль в
Локарно, между тем, хотя и старше Московского в два раза, а в силу опыта мог бы поспорить с Каннами,
испытывает те же проблемы самоидентификации, что и его российский коллега. Озадаченный поиском собственного лица, швейцарский киносмотр едва ли может козырнуть местом в пятерке старейших фестивалей планеты и на данном этапе
выступает "на разогреве" у венецианских "Львов". "Золотых", "Серебряных" и "Бронзовых леопардов" в Швейцарии раздадут 15 августа - за 18 дней до того, как все кинематографические силы мира сосредоточатся на острове Лидо в Италии.