Несколько лет назад ведущие частные клиники начали предлагать клиентам сдать тест на онкомаркеры. У многих появилась надежда на раннюю диагностику страшного заболевания. Однако в этом году те же самые клиники отказались от онкомаркеров в виду их неэффективности.
В это же время петербургские онкологи из Фонда профилактики рака вместе с компанией BIOCAD создали систему для раннего выявления риска возникновения рака – screen, которую запустили в апреле 2016 года. На сегодняшний день около 110 тысяч человек прошли несложное пятиминутное тестирование. Разработчиков интересуют пол, возраст и факторы риска. После прохождения теста человек получает рекомендации по индивидуальной диагностике.
Главный инициатор системы Scientifically-based Cancer Risk Evaluation Engine (SCREEN) – онколог Илья Фоминцев – собирается использовать полученные данные для выявления наиболее высоких рисков возникновения разных видов рака в конкретных регионах. Пока необходимого количества данных для этого нет, но если удастся их собрать, то страшного приговора смогут избежать тысячи людей по всей России.
По своей сути система SCREEN - это сбор информации для научного исследования, которое ляжет в основу регулярной онкологической практики. Подобная работа постоянно ведется в Европе и США. Она позволяет онкологам предотвращать развитие заболевания на ранних стадиях у пациентов. Всего ученым требуется порядка 20-30% данных от общего количества жителей каждого региона и в целом нашей страны. А это около 20-30 миллионов человек по всей России. Данные тех 110 тысяч, которые уже прошли тестирование, пока нерепрезентативны, так как этого количества недостаточно, чтобы делать выводы о популяции в целом.
Данные зарубежных исследований в России нельзя использовать, так как популяции различаются. Но математика одинакова везде. Поэтому, после того как разработчики соберут необходимое количество информации, screen смогут подключить к медицинским системам, позволяющим отслеживать, что случилось с пациентом при наличии тех или иных факторов риска. Результатом этого процесса, который может занять пять-шесть лет, станет масштабная математическая модель, позволяющая спасти жизни тысяч людей.