Мировая экономика будет показывать низкие темпы роста в ближайшие пять-десять лет, считает министр финансов России Алексей Кудрин. Эти годы он назвал "потерянным десятилетием".
"Нас, наверное, ждет потерянное десятилетие. Уже более очевидно стало, что темпы роста будут низкие", – сказал глава Минфина в Вашингтоне, где он находится для участия в саммите министров финансов и глав центробанков "группы двадцати".
При этом он подчеркнул, что мировая экономика может избежать рецессии. "Нет неизбежности, что это будет очевидно, но риски большие... Рецессии можно избежать, но рост будет очень низким", – сообщил министр финансов.
Кудрин выделил три крупных риска, которые могут негативно повлиять на рост мировой экономики, – снижение спроса со стороны домохозяйств, снижение способности банковской системы кредитовать, способность государства обеспечивать высокие расходы и держать дефицит. Глава Минфина России также отметил, что беспокойства в финансовых и политических кругах по поводу складывающейся ситуации в мировой экономике, "наверное, больше (по сравнению с 2008 годом), хотя сам кризис может оказаться меньше, чем в 2008 году". "Когда подходил 2008 год, мы не понимали масштабы. Перед ним у нас было меньшее беспокойство, чем сейчас, потому что мы не видели масштаб, который произойдет", – сказал он.
По его словам, в ближайшее время "большая двадцатка" к предстоящему в Каннах саммиту подготовит развернутые предложения, направленные на восстановление стабильности в мировой экономике, а также в периферийных странах Европы и в банковской системе региона. Также он сообщил, что G20 сохраняет свои рекомендации по сворачиванию бюджетного стимулирования.
При этом Кудрин подчеркнул, что "Россия находится в немножко другой ситуации". "Мы достаточно сильно поддерживали в период кризиса, и сейчас этот фактор для нас не является ключевым. Для нас сегодня, если кризис не будет в мире усиливаться, все-таки более важным является фактор поддержки частных инвестиций", – заверил министр.
Он считает, что рецессия в России возможна в том случае, если спад мировой экономики будет наблюдаться в крупных регионах – США или Европе. "Возможно, мы сегодня в большей степени зависим от мировых процессов, чем от каких-то решительных действий правительства. Решительные действия правительства у нас будут, если такие риски сложатся, но они будут на смягчение, предотвратить эти причины невозможно со стороны только России. Мы сегодня очень сильно связаны с глобальной экономикой", – заявил российский министр.
Кудрин отметил, что механизм переноса рисков мировой экономики на российские рынки включает несколько каналов – прежде всего "движение капитала, оттоки капитала, предоставление ресурсов российскому частному сектору, повышение спредов, уменьшение цен на товары, в том числе нефть, уменьшение ликвидности в целом". Говоря о доле ценных бумаг, номинированных в долларах, министр сообщил, что в золотовалютных резервах России она не меняется и остается на уровне 45% от общего объема. Кудрин констатировал, что "в целом Россия не меняла свои подходы и политику в этой сфере".