Производитель мебели IKEA убрал все изображения женщин из версии каталога, предназначенной для Саудовской Аравии. После этого на концерн посыпался шквал критики. Однако до сих пор неизвестно, кто стал инициатором столь радикальной цензуры: руководство IKEA или Саудовская Аравия.
Каталог продукции на 2013 год, который разошелся в 38 странах на 27 языках, выглядит практически идентично, за исключением саудовского издания, где все женщины заретушированы. Так, в интерьере ванной комнаты, где всему миру предстает семья в пижамах, в саудовской версии мама с фотографии исчезла – остались только папа и двое сыновей. На другой картинке заретуширована девочка, выполняющая за столом уроки, а еще на одной странице из-за обеденного стола были удалены пять обедавших там женщин, сообщает ИТАР-ТАСС.
После того, как подобное ретуширование стало достоянием общественности, с осуждением выступила министр торговли Швеции Эва Бьерлинг. "Мы не можем изъять женщин из реальности, – сказала она. – И если Саудовская Аравия не хочет, чтобы ее представительниц увидели за работой, то она теряет добрую половину своего интеллектуального капитала. Эти картинки являются еще одним печальным примером долгого пути этой страны к равноправию полов".
IKEA уже извинилась за ретуширование своих фотографий, заявив, что такие действия, вообще-то, противоречат ценностям компании. Правда, так до сих пор осталось непонятным, кто стоит за подобной попыткой следования в духе традиций ваххабитского государства, где женщины появляются на публике полностью закрытыми, – было ли это инициативой самого концерна, или стало результатом давления со стороны саудовской общественности. Как бы там ни было, но уже встал вопрос о перепечатке каталога, хотя, в принципе, весь тираж уже поступил в страну.
Саудовская Аравия, где государственной религией является ислам ваххабитского толка, является самым консервативным и строгим государством региона, где женщинам традиционно запрещено управлять автомобилем, появляться на публике без черной одежды, оставляющей открытыми только глаза. Запреты распространяются и на иностранок. Изображения представительниц прекрасного пола на рекламе можно встретить крайне редко, и даже из поступающих в страну импортных журналов цензорами частенько вымарываются слишком открытые, по их мнению, части тела. К слову, когда в королевство пришла популярная сеть кофеен "Starbucks", из логотипа компании исчезло лицо девушки с развевающимися волосами – осталась только корона.