Многие аналитики отмечают, что основным игроком на нефтегазомом рынке выступает Саудовская Аравия, и именно она во многом определяет стоимость черного золота в мире. Как бы то ни было, цены на нефть продолжительное время демонстрируют тенденцию к снижению.
Ожидается, что в первую очередь это ударит по сланцевой добыче, поскольку себестоимость такой добычи во много раз превосходит дешевую нефть, добываемую в ближневосточном регионе. Однако серьезные негативные последствия, как оказалось, проявились уже и для самой Саудовской Аравии.
Важным показателем негативной динамики выступила стоимость топлива внутри страны. "В то время как цена черного золота находится на самом низком уровне за двенадцать лет, цены на топливо десять дней назад выросли в Саудовской Аравии на 50%. У Эр-Рияда не было выбора. Его казна быстро пустеет из-за падения стоимости нефти, которая обеспечивает ее почти всеми бюджетными ресурсами", – цитирует РИА Новости эксперта издания Les Echos Ива Бурдийона.
Власти страны снизили субсидии на топливо и готовятся повторить этот шаг, но уже в отношении воды и электричества. Кроме того, в стране будут отменены не самые важные стройки. Подобные шаги станут чувствительным ударом для саудитов, которые привыкли к богатству за счет сверхдоходов за нефть. Однако без таких ограничений не обойтись – исходя из расчетов цены барреля нефти по 26 долларов Эр-Рияд сможет выручить лишь 124 миллиарда евро. Таким образом, за нефтяные доходы страна сможет профинансировать лишь половину своих расходов.
Однако социальные расходы Саудовская Аравия снизить не может – в стране большинство граждан младше 30 лет ничем не заняты и крайне восприимчивы к джихадистским призывам. Правительству придется либо влезать в долги, либо брать деньги из своих запасов. При нынешнем темпе расходования средств, считают специалисты Международного валютного фонда, финансовые резервы страны будут полностью исчерпаны уже к 2020 году.
Еще одним важным негативным фактором, больно бьющим по саудовскому карману, выступает борьба с Ираном за господство в регионе. "Эр-Рияд четыре года вместе с Турцией работает над падением сирийского режима, поддерживаемого Тегераном, и в марте при поддержке Египта и десяти арабских стран начала военную интервенцию в Йемен против как раз шиитских хуситов. Операция, которая не проходит слишком хорошо в военном отношении, показывая слабые оперативные способности саудовской армии, поглощает 11% ВВП. Мировой рекорд", – заключил Ив Бурдийон.
Россия, тем временем, использует период пониженных цен на нефть для реорганизации своей экономической модели. "Мы медленно, но верно уходим от сырьевой зависимости нашего экспорта и уж точно избавились от "нефтегазовой иглы". И хотя здесь нам помогло падение нефтяных и газовых цен, думаю, доминирование сырьевого сектора в экспорте России уже никогда не вернется", – рассказал зампред комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Максим Кавджарадзе.
"В 2014 году доля в ВВП российского экспорта обработанных товаров составила 13,9%, а сырьевых – 12,8%. Россия по сбалансированности этих составных частей экспорта смотрится уже лучше Австралии и Норвегии: у Австралии экспорт товаров обрабатывающей промышленности – 8,2%, а сырьевой – 7,3% ВВП, у Норвегии соответственно – 11,7%, и 16,9%", – напомнил он.
Так, более половины всего российского экспорта приходится на готовую технологическую продукцию. России есть что предложить миру и без черного и голубого золота. "Таким образом, мы видим, что Россия от сырьевой и нефтегазовой "иглы" не только избавилась, но и дальше снижает свою зависимость. Российские атомные электростанции, самолеты, корабли, машины, оборудование, военная техника и продукты машиностроения востребованы в самых разных странах", – подчеркнул Максим Кавджарадзе.