В этом году цены на авиатопливо взлетели в два раза. Чтобы хоть как-то компенсировать убытки российские авиакомпании ввели так называемую "топливную надбавку" к цене билетов. Что будет в следующем году – пока сказать трудно. Чиновники Минтранса прогнозируют, что в 2005 году колебание цен на авиакеросин составит 5-10%. А авиакомпании готовятся только к их повышению.
Как только нефть начинает расти на мировых площадках, цена топлива неизменно растет и в России, даже, несмотря на то, что Европа и США нефть покупают, а Россия ее добывает. При этом постоянно слышны разговоры о том, что это не предел, дескать, в Европе литр и того дороже – около 1 евро, а, следовательно, российским продавцам бензина есть куда стремиться, у нас пока литр стоит около 50 евроцентов.
Примерно такая же ситуация и с авиакеросином. Только за этот год он подорожал на 50%. Российские перевозчики, естественно, нашли крайних – ими стали пассажиры, для которых осенью была введена "топливная надбавка" к цене билетов – около 10-15% от стоимости.
Кстати, сами перевозчики уверяют, что из-за цен на керосин отрасль стояла на грани банкротства. "Только то, что пик роста цен пришелся на летний период с высоким пассажиропотоком, позволило целому ряду российских компаний избежать дефолта", - заявила "Известиям" генеральный директор "Трансаэро" Ольга Плешакова.
В следующем году в Минтрансе допускают колебания цен на авиатопливо на 5-10%. При этом сам министр транспорта Игорь Левитин считает ситуацию с ценами на керосин в России "ненормальной". Он заявил "Известиям", что в середине декабря министерство обратилось ко всем поставщикам керосина с предложением снизить тарифы. К тому же сейчас в 95% российских аэропортов работает лишь один поставщик, который и диктует правила для всех перевозчиков.
В самих авиакомпаниях пока затрудняются сказать, что будет с ценами. Пресс-секретарь "Сибири" Илья Новохатский сказал Дням.Ру, что перевозчики не ожидают падения цен, но надеются на их стабильность. И главная причина удорожания – один заправщик. "Нужно развивать среди них конкуренцию, чтобы в аэропортах было два-три поставщика", - считает он, только в этом случае цены можно как-то прогнозировать. С ним согласен и пресс-секретарь "Трансаэро" Сергей Быхал. "Мы сами недовольны такими ценами, потому что никаких сверхприбылей от этого не получаем", - возмущается он. Быхал заверил Дни.Ру, что предпосылок для такого, как в этом году увеличения цен на керосин, в 2005 году нет и перевозчики надеются что резкого повышения не произойдет. "Сейчас цены достигли потолка, и для некоторых компаний уже стоит вопрос - летать или не летать? А кому выгодно, чтобы закрылись некоторые перевозчики, я не знаю. Продавцы керосина должны сами понять, что вечно цены поднимать нельзя, иначе спрос будет сокращаться, так как мелкие перевозчики перестанут работать", - считает он. Вероятно, в новом году пассажиры не дождутся от российских авиаперевозчиков снижения цен. А вот клиентам европейских авиакомпаний повезло значительно больше. В среду агентство Reuter сообщило, что KLM Air France собирается сократить цены на билеты на все 66 направлений по Европе из Амстердама с 1 января 2005 года. Снижение цен на билеты составит до 40%. По сообщению KLM, сокращение цен является крупнейшим в истории компании.