Для грузоотправителей и пассажиров
Федеральная служба по тарифам разрешила РЖД увеличить на 12,5% стоимость перевозок грузов до российских портов. Эксперты считают, что это принесет монополии $800 миллионов, а портам – убытков на $250 миллионов. Как уже сообщали Дни.Ру цены перевозок через порты на рубль ниже, чем через сухопутные переходы. Из-за разницы, доставка грузов в порты увеличилась в этом году на 25%, по сравнению с прошлым годов, а через погранпереходы – только на 0,1%. Это увеличение грузопотоков привело к тому, что в портах образовались огромные "пробки" - портовики не успевают разгружать составы. Потому железнодорожники решили, что если тарифы на перевозку грузов в порты увеличатся, то часть составов уйдет на погранпереходы, и тем самым решится проблема "пробок".
Как пишут "Ведомости", чиновники согласились с доводами железнодорожников. В четверг правление ФСТ утвердило предложенный железнодорожниками план индексации тарифов. Портовиков это решение разочаровало. "12,5% — гигантская величина, — сетует гендиректор Мурманского порта Виктор Морозов. — Это как раз та разница в стоимости тарифа, из-за которой грузовладелец выбирает, грузить через Мурманск либо через Прибалтику или Украину, где находятся альтернативные мощности по перевалке угля и удобрений". "Теоретически мы можем снижать тариф на перевалку грузов в порту, но на сквозном тарифе — железная дорога плюс порт — это почти не скажется, — соглашается гендиректор морского порта Туапсе Валерий Чубинидзе. — Часть грузов уйдет от нас на Украину". Гендиректор консалтинговой компании TransCare Владимир Ашурков считает, что потери российских портовиков от 12,5%-ного роста железнодорожных тарифов могут превысить $250 миллионов.
Недовольными новыми тарифами оказались не только портовики, но и грузоотправители. Коммерческий директор ОАО "Северсталь" Игорь Нечаев заявил "Коммерсантъ", что рост цен ударит, прежде всего, по крупным экспортерам, прежде всего, металлургам, а с учетом повышения фрахтовых ставок индексация тарифов приведет к увеличению цен на металлопродукцию.
Правда плохая новость на заседании ФСТ ожидала не только крупные компании, но и простых пассажиров, особенно тех, кто привык пользоваться плацкартными вагонами. Со следующего года стоимость плацкарта также возрастет на 12%.
Вице-президент Ассоциации экспедиторов Сергей Лопарев сказал "Ведомостям", что за счет повышения тарифов выручка РЖД увеличится на $800 миллионов.