Холдинг "Интеррос" придумал, как продать "Силовые машины" немецкому концерну Siemens целиком, и при этом минимально раздражая российские власти. По информации "Ведомостей", ссылающихся на источники в Кремле, Владимир Путин не одобряет передачу СМ под иностранный контроль. Опасения президента понять можно – после сделки, как пишет "Коммерсантъ", примерно половина российского рынка энергомашиностроения окажется под контролем немецкого концерна. Поэтому, конструкцию сделки пришлось поменять.
Как пишут "Ведомости", стороны договорились создать совместное предприятие, куда "Интеррос" передаст 71% акций, а Siemens оплатит свою долю деньгами. В результате 50% плюс одна акция останется за российской компанией, но управление перейдет к немцам: “Интеррос” сохранит лишь два места в совете директоров. Siemens обязался за 3-5 лет инвестировать в СП около $200 миллионов, получив после этого полный контроль над ним.
Причем Потанин и немцы не только договорились об этом, но и начали претворять свое решение в жизнь. Как сообщил "Ведомостям" один из руководителей ФАС, две недели назад в это ведомство поступило ходатайство на покупку 71% акций "Силовых машин" — от компании "PM 2447 Ферметенсфервальтуртс ГMБХ". "У нас нет сомнений, что это "дочка" Siemens, — пояснил чиновник. — О том, чтобы у "Интерроса" была доля в этой компании, нам ничего неизвестно”.
Представитель Siemens AG Андреас Фишер отказался от комментариев. А директор "Интерроса" по связям с общественностью Лариса Зелькова пояснила изданию, что договоренность изначально предполагала, что Siemens достанутся все принадлежащие "Интерросу" акции “Силовых машин". Никаких новых компаний регистрироваться, скорее всего, не будут — просто немецкий концерн сначала получит 50% минус одна акция во всех компаниях, которые в интересах "Интерроса" владеют долей в "Силовых машинах". Владельцем всех акций Siemens станет после обещанных инвестиций. А чтобы иностранцы не получили контроль над оборонным производством, эти активы частично вывели из сделки — в частности, "Силовые машины" продали Калужский турбинный завод структурам "Интерроса". Один из руководителей ФАС подтвердил "Ведомостям", что рассматривается именно такая структура сделки.
Но одобрить сделку, не посоветовавшись с коллегами, антимонопольная служба не рискнула. Чиновник ФАС утверждает, что ведомство ознакомило с заявкой немецкой компании правительство, Минэкономразвития и Минпромэнерго. В любом случае, предупреждает чиновник антимонопольного ведомства, ФАС проследит, чтобы мощности "Силовых машин" не сокращались, а предприятия холдинга имели доступ на внешние рынки. А контролировать, не покусился ли Siemens на оборонные мощности, по его словам, должны будут Минэкономразвития и Минпромэнерго.
Елена Сахнова из ОФГ считает, что схема сделки содержит определенный риск: ведь Siemens, получив разрешение ФАС, может отказаться от выполнения обязательств. Но наибольшая опасность заключается, по ее мнению, в том, что Siemens лишит “Силовые машины” самостоятельности на международном рынке. Денис Нуштаев из “Метрополя” уверен, что схема СП невыгодна для Siemens, поскольку он не получает гарантии того, что в итоге станет владельцем "Силовых машин". Поэтому, полагает он, заручившись разрешением ФАС на покупку 71% акций "Силовых машин", Siemens постарается как можно быстрее стать полноправным владельцем российской компании.
А пока чиновники из ФАС думают, можно или нельзя продавать СМ компании Siemens, немецкий концерн начал активно работать над созданием положительного имиджа в России. К этому подключился даже президент ОАО "Российские железные дороги" Геннадий Фадеев. В частности, немецкий концерн займется разработкой и производством скоростных поездов для России. Соответствующий протокол о намерениях обнародован в понедельник на встрече Геннадия Фадеева с руководством концерна. Хотя до тех времен, когда между российскими мегаполисами будут курсировать новые поезда, еще очень далеко - базовая модель электропоезда будет представлена лишь в 2007 году. Кстати, контракт Siemens и РЖД может влететь для железнодорожников в копеечку. Дело в том, что еще в 1997 году МПС подписало контракт с канадской фирмой Adtranz (в 2001 году она вошла в состав Bombardier) о выпуске электровозов двойного питания с асинхронным приводом ЭП10 на Новочеркасском электровозостроительном заводе (НЭВЗ). Однако договор так и не вступил в действие, так как наши чиновники вдруг решили, что РЖД не является преемником МПС и, соответственно, не отвечают за контракты 1997 года. В итоге канадцы устали ждать и подали иск к ОАО "РЖД" о возбуждении в отношении российской компании дела в Арбитражном институте Торговой палаты Стокгольма. Как сегодня пишет "Коммерсант", РЖД это грозит выплатой "серьезной компенсации" в пользу Bombardier (по данным издания, она составит не менее $33,8 миллионов). Впрочем канадцы готовы отозвать иск, если РЖД подпишет с ними контракт о покупке новых электровозов. Но в этом случае контракт железнодорожникам придется разрывать с Siemens.