Мало кто знает, но существуют и другие белорусские группы, помимо "Ляписа Трубецкого". Здесь вам и "Петля Пристрастия" – идолы московских хипстеров, и NRM, которые более востребованы и популярны в Польше и Литве, чем на родине. Есть в Белоруссии и отвязные, харизматичные, ироничные и зажигательные панки из группы "Ойра!". В преддверии концерта панков в Москве Дни.Ру побеседовали с гитаристом, вокалистом Димой Головачом и бас-гитаристом, вокалистом Валерой Новичковым и узнали много нового о цензуре по-белорусски, влиянии Муслима Магомаева, боевом кличе, который заставляет врагов трястись от страха, и рокерской харизме. Как появилось название вашей группы? Дима: Скорее всего, как и большинства групп, в голове зародилось. Хотелось нечто этническое, что будет показывать и определять наши корни, а не просто "воздушное". Ойра – боевой клич, который заставлял трястись врага от страха. Валера: "Ойра!" – это наш победный клич, с которым мы идем по жизни. Музыка для вас – это хобби или профессия? Валера: Начиналось все, конечно, как хобби, но постепенно это превращается в профессию. Два года назад мы сами напрашивались на концерты и фестивали. Год назад нас начали звать, но не платили. Сейчас нас и зовут, и платят. Посмотрим, что будет через пару лет (смеется). Дима: Для меня музыка – это не хобби и не профессия. Для меня музыка – это жизнь. Даже когда я не был на сцене, я все равно создавал и писал музыку. Это процесс внутри не остановить, это наркотик, который вызывает привязанность, без которого ты уже не видишь своего существования. Кто из музыкантов в наибольшей степени повлиял на ваше творчество? Валера: Для меня неизгладимое впечатление оставили группы KISS, Mötley Crüe, Ozzy Osbourne. А вообще я – меломан: слушаю очень много разной музыки, а список любимых песен и исполнителей у меня довольно-таки разнообразный. В моем плей-листе могут соседствовать "Гражданская Оборона", Shakira, Муслим Магомаев и In Flames... Я считаю, что музыка – гениальное творение человечества. Дима: Как на гитариста на меня повлияли такие группы, как Pantera, Metallica, Helloween. А на творчество никто из музыкантов, лично для меня, не влиял. Хотя нас сравнивают с группой "Сектор Газа", возможно, потому, что есть такие же ироничные тексты и схожесть в музыкальной подаче. Просто иначе преподнести такой материал невозможно. Вы причисляете себя к какому-либо музыкальному направлению или предпочитаете не ограничиваться рамками? Валера: Мы этим голову себе вообще не забиваем. Пишем то, что нам нравится, да и все. Забавно, конечно, читать, когда различные музыкальные паблики, размещая наши треки у себя, называют нас альтернативой какой-нибудь. Дима: Сейчас столько много музыкальных направлений появилось, что можно самому себе придумывать любое направление, допустим "диско-треш" или "панко-фанк", и все "съедят" это и будут верить, что мы играем в таком стиле. Неважно, в каком стиле ты играешь, важно, что ты вкладываешь в свою музыку. Можно ли говорить, что в Белоруссии сложилась своя музыкальная сцена, отличная от российского рока? Дима: Я этого не замечал, да и под роком кто-то понимает ДДТ, а кто-то Stigmata. Валера: А я думаю, можно. Своя атмосфера в плане рок-музыки есть точно, причем как с положительными, так и с отрицательными аспектами. В России легко выявить популярную группу: если коллектив отыграл летом на "Нашествии", "Кубане", "Доброфесте", "Рок на Волгой" и других фестивалях, значит, к нему пристально начинают присматриваться как слушатели, так и организаторы локальных концертов. В Беларуси все куда сложнее (смеется). Между областными городами и 200 километров нет, но в каждой области свой мир и свои правила. Организаторы устраивают какие-то премии, награждают какие-то группы, белорусские сайты проводят какие-то хит-парады, в которых побеждают какие-то группы... Со стороны все это выглядит как низкопробная самодеятельность с притянутыми за уши рок-дарованиями, потому что в действительности 80% этих групп и 50 человек на свой концерт не соберут. В итоге у таких деятелей виноваты все вокруг: "зажравшиеся" люди; рокеры, которые "продались" и играют на "Нашествии"; менталитет; климат и тому подобное. Несмотря на это, в Беларуси имеются толковые группы и мероприятия, но все, конечно же, посматривают в сторону России, а те, кто говорит, что и здесь хорошо, откровенно ******(врут. – Прим. ред.)! Вы не думали переехать из Белоруссии в Москву, где добивались успеха многие другие группы (например, "Ляпис"), или в Польшу/Прибалтику? Валера: Пока в этом нет необходимости. Если она возникнет, то тогда переедем, конечно. Дима: Я только четыре месяца назад вернулся жить из Москвы в Беларусь. Прожив 12 лет на территории России, хочется теперь насладиться родной стороной, природой, чистыми людьми, простыми женщинами, честным общением. Успех определяется уж точно не местом, где ты проживаешь. Вы сталкивались с цензурой в своем творчестве? Дима: Только в родном городе. Валера: К сожалению, да. В Рогачеве, из которого мы родом, нас обвиняли и в распространении порнографии и в распространении ненадлежащей рекламы... Закончилось все тем, что с нас сняли все обвинения, но нервы потрепали серьезно. Осенью в Рогачеве пройдет рок-концерт при поддержке местных властей, нашу группу туда, конечно, не пригласили, что вызвало бурю негодования со стороны потенциальных слушателей. В итоге организаторы концерта забанили всех недовольных и мгновенно удаляют любой комментарий, если в нем упоминается наша группа. Правда, эти маразматики своими действиями нас только веселят. Вот такая вот история про цензуру (смеется). Вы планируете сотрудничать с музыкальными лейблами? Валера: Мы не планируем, а уже сотрудничаем с лейблом EVO creative lab, и нас все очень даже устраивает. Наконец-то мы получили возможность заниматься музыкой, а все организационные вопросы (интервью, туры, фестивали) взял на себя лейбл. По принципу "сам играю, сам пою, сам билеты продаю" мы уже наработались: каждый должен заниматься своим делом. Дима: Музыкант должен заниматься музыкой, а обратной стороной музыки должны заниматься лейблы, директора, маректологи и другие. Как вы относитесь к скачиванию музыки из интернета? Вы против существования торрентов? Дима: Я не против существования торрентов, адекватно понимаю, в какой стране мы живем, да и сам зачастую пользуюсь услугами торрентов. Валера: Я тоже вполне нормально, как и к тому, что музыка продается в интернете. Я с удовольствием хожу на все премьеры в кино, потому что только там можно ощутить весь размах и проникнуться атмосферой. То же самое и с альбомом или синглом любимой группы: для того, чтобы прочувствовать его атмосферу, необходимо иметь в своей коллекции пластинку, диск с автографами, с пожеланиями, с прочими приятными вещицами. Ну а через время пускай все это хранится на торренте в свободном доступе, почему бы и нет? Вы следите за молодыми группами? Какие из них впечатлили вас сильнее всего? Вы можете назвать топ-5 перспективных групп (по вашему мнению)? Валера: Да, следим за одной молодой группой – "Ойра!" называется (смеется). Конечно, нам лестно, что нас причислили к вершителям судеб молодых групп, но мы сами являемся молодой группой, и размышлять на тему перспективной молодежи, нам, наверное, пока немного нетактично! Какие советы вы дали бы начинающим музыкантам? Что можно делать, а чего делать не стоит? Валера: Работать, работать и еще раз работать! Я считаю, что лучше 100 раз встать на грабли и, если ничего не получится, сказать: "Я сделал все, что мог! Займусь чем-нибудь другим", чем ныть, обвинять весь мир в своих неудачах и размышлять о том, как могло бы выйти. Дима: Да, всегда надо что-то делать. Не стоит ничего не делать. И самое важное, нужно всегда работать над собственной харизмой: 50% музыки, 50% харизмы – это формула популярных рок-коллективов.