Ваша группа на сцене уже десять лет. Можете подвести итоги, назвать главные достижения и вспомнить самые ценные для Вас моменты? Не очень люблю подводить итоги, так как они, как правило, обозначают конец чего-либо. А я вот живу с постоянным ощущением того, что все только начинается. Но этапов, безусловно, было пройдено очень много, особенно потому, что мы все взрослели вместе с группой и многое менялось – и в коллективе, и в жизни. Главными и бесценными достижениями я считаю нашу публику – такого зрителя надо заслужить; и моих коллег-музыкантов – для меня большая честь работать с такими мастодонтами. На концерты некоторых из них я ходила еще зеленой и даже вообразить не могла, что буду делить с ними одну сцену. Вы можете нарисовать портрет вашего слушателя? Как изменился его образ за эти десять лет? Думаю, наш зритель рос вместе с коллективом. Когда мы были группой студентов-единомышленников, в зале была в основном студенческая тусовка. Теперь же, когда я сама взрослый человек и работаю со взрослыми музыкантами, то и в зале можно встретить слушателей нашего возраста и старше. Для тех, кто помоложе, нынешняя версия нашей программы, возможно, не очень проста для восприятия, возможно, даже скучна. Да и выступаем мы иногда в серьезных джазовых клубах или на фестивалях, где среди публики можно встретить ровесников наших родителей. И тем не менее без ложной скромности могу сказать, что наши зрители – это явно очень думающие, интеллектуальные, красивые во всех отношениях люди. Вы блестяще владеете английским языком. Не было желания заняться только англоязычной музыкой и работать на западную аудиторию? У Вас не было мыслей, особенно в свете последних событий, перебраться за границу и продолжить работу там? Если когда-нибудь я займусь англоязычной музыкой, то это обязательно будет в рамках другого проекта. Но, конечно, я не исключаю такой возможности: мне интересно все новое, интересно бросать себе вызов и развивать себя, работать с талантливыми людьми, у которых есть чему поучиться. Но, боюсь, работать на западную аудиторию пока я не стану. У меня была возможность объездить достаточно стран, пообщаться с некоторыми людьми, работающими там, в том числе с нашими соотечественниками, перебравшимися за рубеж в поисках лучшей жизни. Я не питаю иллюзий и по поводу востребованности себя на зарубежной сцене и знаю, каким невероятным уровнем профессиональной подготовки должен обладать человек, чтобы выдерживать конкуренцию на той сцене. Какого уровня должны быть талант и работоспособность: у нас так работать не хотят и не умеют. Да и поздновато уже в таких делах все начинать с нуля. Я сторонник того высказывания, что "где родился – там и пригодился". Уезжать мы с семьей пока тоже не планируем. Конечно, я не страдаю слепым патриотизмом и осознаю все то, что происходит, и к чему все движется. Но все-таки пока хочу жить и работать в России, рожать и растить здесь детей, делать что-то общественно полезное, а не только заниматься своей карьерой. Вы выступали на разных музыкальных фестивалях и в разных клубах. Где Вам нравится играть больше – на оупен-эйрах, в небольших клубах или на больших сценах? В разное время нравилось разное. Когда-то хотелось стадионов, а залы-тысячники лелеяли самолюбие. Сейчас все больше стремлюсь к маленьким уютным площадкам, камерным джазовым клубам с ювелирным звуком, где можно видеть глаза зрителей и слушать своих музыкантов, не орать в микрофон в исступленном танце на высоченных каблуках, а интеллигентно сидеть на стульчике и рассказывать истории песнями. Но, в любом случае, есть любимые, проверенные площадки: туда приезжаешь как к себе домой. Очень любим фестивали: ведь это всегда новое приключение, новый зритель. Запись второго альбома велась в том числе посредством краудфандинга. Вы верите в подобные методы в России? Как Вы относитесь к скачиванию музыки из интернета? Так складывается ситуация, что по крайней мере для такого формата, как наш, краудфандинг – это вообще чуть ли не единственный способ оставаться на плаву, что-то выпускать. Либо надо рассчитывать на себя. Признаюсь, что недавно из этих побуждений – самой поддерживать свой проект, я даже занялась небольшим бизнесом. Но пока это эксперимент. К скачиванию отношусь уже спокойно, потому что понимаю, что именно благодаря свободному скачиванию, например, нашей музыки, нас знают и ждут в каждом городе, куда мы приезжаем с гастролями. Вам довелось выступать на одной сцене с Нино Катамадзе, ZAZ, Brainstorm и даже Иваном Дорном. С кем из них концерт запомнился ярче всего и почему? Какое место на музыкальной карте России Вы отводите вашей группе? Какой Вы видите группу еще через десять лет? Меня всегда очень вдохновляла Нино Катамадзе и ее "шаманство" на сцене. На одном из совместных выступлений мы даже подружились. А вообще, если честно, обычно все фестивали проходят так суетливо и сумбурно, что артистам особо не до общения, даже если они делят одну гримерку. Сложно далеко загадывать, ведь я даже не знаю, что будет через пару месяцев. Скажу, что, без сомнения, я не представляла десять лет назад, что мое юношеское увлечение заведет меня так далеко. Я не представляю себя вне музыки спустя еще десять лет, так как это стало моей жизнью. Для меня всегда очень важна была семья, и теперь, когда появилась своя, – для меня это еще больший приоритет. Поэтому я не вижу себя в будущем ни вне музыкальной деятельности, ни вне семейной жизни. Ваши песни использовались в качестве саундтрека к сериалу "Маргоша". Если бы у Вас была возможность поработать с любым из современных режиссеров, с кем бы Вы хотели сотрудничать? Поработать в кино – это одна из пока еще не реализованных амбиций. Я очень давно этого хочу, закидываю, так сказать, послания в космос, но пока что-то не очень везет. Мне кажется, что наша музыка очень даже киношная! Необязательно, чтобы наша музыка подошла какому-то именитому режиссеру, может быть, это будет молодой талант с концептуальным фильмом, в любом случае, будет интересно. Я с удовольствием попробовала бы написать саундтрек специально для какого-то кинопроекта. Какие советы Вы бы дали начинающим музыкантам? Что делать стоит, а что – категорически нет? Стремитесь к звездам и не оглядывайтесь ни на кого. Очень много работайте, бесконечно развивайтесь. И главный секрет успеха – окружайте себя талантливыми и профессиональными людьми, рядом с которыми чувствуете себя школьниками, тянитесь к ним, смотрите им в рот – ловите каждое слово. Пускай они будут выше вас на несколько голов – это очень важно. А когда вам пора двигаться дальше – не бойтесь прощаться. Чего не стоит делать, так это идти по головам, ставить себе денежные цели – все это сделает вас несчастными, все плохое вернется бумерангом. И никогда не забывайте говорить "спасибо" всем и каждому! Даже недоброжелателям. Ведь все они – ваши учителя.