Дирижер Валерий Гергиев, придерживаясь правил известной русской поговорки, исполнил свое обещание, которое дал еще три года назад Юрию Башмету. Самый популярный в мире дирижер приехал на Зимний фестиваль искусств в Сочи.
Как рассказал сам маэстро, он стал бы участником марафона значительно раньше, если бы не простуда, которая коварно подстерегала Гергиева. "Так складывалось, что в то время, когда нужно было отправляться в Сочи, я заболевал. Ведь фестиваль проходит зимой, когда царствует грипп. В прошлом году я так сильно захворал, что даже не смог сесть в машину, чтобы ехать в аэропорт". На этот раз небеса были благосклонны и встреча двух звезд музыкального олимпа состоялась.
На концерте в Сочи прозвучали довольно сложные произведения: Вторая симфония Сергея Рахманинова и Концерт для альта с оркестром Альфреда Шнитке, который, кстати сказать, посвящен Юрию Башмету, первому исполнителю партитуры гениального композитора. Как рассказал сам альтист, в его жизни это один из самых главных и больших подарков, который он получил. "Этот концерт - последнее произведение перед его инсультом, когда он трое суток был в коме между жизнью и смертью", - вспоминает Юрий Башмет. Он добавил, что они были дружны с композитором, и в одной из бесед Шнитке признался альтисту, что он получил тяжелую болезнь как раз из-за этого концерта "потому что здесь я заглянул туда, куда человек не имеет права заглядывать". Вторая часть концерта не была окрашена таким трагизмом, скорее, даже наоборот. Произведение Рахманинова в исполнении оркестра "Новая Россия" было прекрасным. Впрочем, зрители, сидящие ближе к сцене, смогли насладиться отдельным спектаклем - лицо маэстро Гергиева выражало все эмоции, которые, вероятно, и хотел вложить Рахманинов в свою Вторую симфонию. Дирижер истово размахивал руками, притоптывал ногами и было ощущение, что его удивительная энергетика передается не только оркестру, но и залу.
Зрители устроили музыкантам бурную овацию и долго не отпускали артистов со сцены. Это напомнило Гергиеву еще один свой знаковый визит в Сочи. Тогда, в конце семидесятых годов, еще молодой Гергиев выступал в Сочи на летней площадке с Московским государственным симфоническим оркестром Вероники Дударовой. Тот концерт стал, можно сказать, генеральной репетицией перед триумфальной победой на конкурсе Герберта фон Караяна в Западном Берлине.
Впрочем, Гергиев говорит, что в Сочи всегда интересовались качественной музыкой, но сейчас в курортном городе явно не хватает хороших концертных площадок. "Три года, которые нас отделяют от проведения Олимпиады, - это задача не только спортивного строительства, но также строительства культурных комплексов, которые дадут Сочи большие возможности. Уже сейчас хочется говорить о том, что будет после Олимпиады, потому что выставить напоказ в эти несколько недель все, чем мы богаты, это может не только Россия, но и самые умные страны, и самые дальновидные руководители всегда думают о том, что останется людям... Поэтому и Юрий Башмет, и я, мы все думаем уже о том, что наши усилия помогут не только будущим спортсменам, но и будущим певцам, пианистам, скрипачам, художникам и людям театра", - уверен великий дирижер.