Концерн "Росэнергоатом" оставляет заказ на строительство первой в мире плавучей атомной станции на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. При этом Балтийскому заводу, переживающему серьезный кризис, предстоит пройти процедуру банкротства.
В нынешнем году питерские судостроители оказались в непростом положении. Как отмечает ИТАР-ТАСС, для урегулирования ситуации 2 декабря на место был вынужден приехать премьер-министр Владимир Путин. В результате решено, что в отношении Балтийского завода, долг которого составляет 15 миллиардов рублей, будет применена процедура банкротства, а трудовой коллектив перейдет в новое юридическое лицо "Балтзавод-Судостроение".
В "Росатоме" подчеркивают, что до сих пор Балтийский завод получал деньги за выполнение заказа по строительству плавучей АЭС, которые использовались для погашения задолженности предприятия по зарплате сотрудникам, оплаты коммунальных услуг и других экстренных обязательств.
Посещая Балтийский завод, Путин осмотрел макет строящейся АЭС и выслушал признание специалистов, что "сооружение ведется, к сожалению, очень слабым темпом". Премьер отметил, что заказчик не виноват в сложившейся ситуации.
История создания плавучей АЭС весьма сложна. Она начиналась еще около 20 лет назад, но заказ был оформлен только в 2007 году сначала на "Севмаше", а в 2008-м переведен на Балтийский завод. По последним прогнозам, станция должна быть готова в 2014 году.
Первая плавучая АЭС названа "Академик Ломоносов" и должна быть размещена в Вилючинске на Камчатке. Преимущества проекта заключаются в том, что атомная станция малой мощности прибывает в труднодоступный район, отрабатывает положенный срок, а после завершения эксплуатации уходит на утилизацию, не оставляя никаких негативных последствий для экологии. Ее энергия может использоваться как для нужд населения и предприятий, так и при эксплуатации месторождений. По планам, до 2020 года России может потребоваться до семи подобных станций. Этим проектам также интересуются несколько других стран.
По мнению экспертов, заказ на плавучую АЭС важен для Балтийского завода, нуждающегося в инвестициях, но остающегося одним из лучших предприятий, поскольку имеет опыт строительства множества сложных судов, в том числе атомных ледоколов. Выполнение заказа для атомщиков поможет повышению технического уровня производства Балтийского завода.
"Если концерн "Росэнергоатом" размещает заказ на Балтийском заводе – это благо и для завода, и для людей, которые там работают, и для города в целом. Этот завод – наша гордость, его надо сохранить", – убежден президент Санкт-Петербургской региональной общественной организации "Научно-промышленная ассоциация "Тетраполис" Владимир Ходырев.