Режиссер Юрий Грымов выпустил на российские экраны "Чужих". Премьера фильма в кинотеатре "Октябрь" вызвала ажиотаж в звездном обществе: ради фильма свои дела бросили Татьяна Лазарева и Михаил Шац, Борис Краснов и Борис Грачевский, Марк Рудинштейн, Арина Шарапова, Юрий Николаев. Вместе с ними природу новых "монстров" разгадывали Дни.Ру и первые зрители.
О чем: Группа американцев - бездетная семейная пара, учительница и геи в гражданском браке - прорывается через блокпост российских миротворцев в пустыню "где-то на Востоке" и, обосновавшись в местном поселении, начинает испытывать вакцину на арабских детях. Помимо медицинского препарата, пришельцы стараются привить аборигенам любовь к столовым приборам, чистым рукам и мысли о том, что по своему развитию те недалеко ушли от пещерного человека. Дети ведут себя, как мартышки: любопытство быстро уступает место мелкому пакостничеству. Дружба с местным населением у гостей из далеких Штатов не ладится, под боком припекает: арабы то стреляют, то взрывают, то заложников берут - да и между собой согласия нет. Хэппи энд замешан на русской крови.
Что новенького: американцы в фильме везут в пустыню баян и там под него поют. Где-то мы это уже видели: гуталином актеров мазали еще в советских фильмах - Грымов перенимает многолетний опыт кинематографа и так же обходится с артистом, играющим главного представителя арабского мира. Фильмы из этой серии: "Вавилон" (режиссер Алехандро Гонcалес Иньярриту), "Брат-2" (режиссер Алексей Балабанов), "Фландрия" (режиссер Бруно Дюмон).
#{video}
В начале октября, когда для прессы устроили спецпоказ "Чужих" - новой картины Юрия Грымова, к режиссеру, как только по экрану пробежали титры, подошла журналистка и попросила рассказать, о чем был фильм. "Вы смотрели фильм?" - отрезал, нахмурившись, Грымов и больше не сказал ни слова. Корреспондентка растерянно закрыла блокнотик и спрятала ручку.
Юрий Вячеславович не скрывает, что не жалует журналистов, но при этом стойко держит их удары (в чем Дни.Ру убедились на собственном опыте). Каждую свою работу режиссер, строго говоря, пускает под откос - пожалуй, разве что фильмы Филиппа Янковского эксперты киноэкрана ждут в равном тротиловом эквиваленте остроумия. Грымов под открытым огнем противника продолжает гнуть свою линию, и вот уже в кинопрокате его третья полнометражная работа.
"Чужие", между тем, самый ранимый фильм режиссера, поскольку в отличие от "Му-Му" и "Коллекционера" Юрий Вячеславович попытался снять не просто о насущном - то, что принято называть актуальным кино, а про что сердце болит. "Мыльный пузырь Америки сдувается", - рассказывал Грымов после спецпоказа, на пресс-конференции и перед премьерой. История, родившаяся два года назад и, со слов режиссера, не имеющая под собой документальной основы, осенью 2008 года прозвучала эхом осетинских событий. Художественно выражаясь, Юрий Вячеславович наглядно изобразил то, что популярно изложил еще Данила Багров: "Кирдык вашей Америке".
Дополнительным подтекстом к фильму идет ассоциативный заголовок: "Незнакомцы" на английский лад, в русском прокате "Strangers" маскируются под "Чужих". Контакт с фильмом Ридли Скотта устанавливается на уровне пресс-релиза: "Прошло 29 лет после знаменитого фильма "Чужой", и снова, уже в изложении режиссера Юрия Грымова, на экраны рвутся "чужие" – только теперь это не инопланетяне, а обычные люди, которые под давлением обстоятельств могут превратиться в настоящих чудовищ".
Чудовищ в грымовских "Чужих" играют выписанные из Штатов американские артисты, которые весь фильм контрастируют с русскими манерой исполнения: то ли наши (Виктор Бычков, Алексей Полуян) переигрывают, то ли голливудские (Скарлетт МакАлистер, Марк Эдам, Кэтлин Гати, Нил Стюарт, Джэфф Грэйс) недоигрывают. Как бы то ни было, главная актерская удача фильма - не те и не другие, а арабский мальчик. Хотя может ли быть неестественным отвращение на лице ребенка при виде занимающихся любовью геев?
Александр, зритель: Я не увидел ничего нового. Да, американцы никого не слушают и всех равняют под себя. Русские всегда и везде крайние и, между прочим, тоже много где чужие. Арабы - себе на уме... Стоило ли в очередной раз показывать то, что все и так знают? Я ждал от фильма большей тонкости. Получилось, на мой взгляд, слишком в лоб.
Марина, зритель: Я увидела историю людей, которые, оказавшись в реалиях внешнего мира, перестают узнавать самих себя - друг для друга становятся чужими. В этом смысле это полезное кино. Все-таки правы те, кто говорит, что не надо идти в чужой монастырь со своим уставом. Счастье не в том, чтобы победить любой ценой, а в том, чтобы остаться человеком. Человек - это не национальность, поэтому я бы не стала развешивать ярлыки.