Как пишет газета "Известия", в рамках опытно-конструкторской работы "Двигательные установки средств выведения" планируется разработать базовые элементы маршевых двигательных установок на кислородно-углеводородном топливе. На это Роскосмос просит выделить более 25 миллиардов рублей (с началом финансирования в этом году в объеме более 470 миллионов рублей), но не все средства предназначены на создание метанового двигателя.
По данным издания, в программу также включена разработка опытных образцов жидкостных ракетных двигателей нового поколения, оснащенных системой диагностики и аварийной защиты, и базовых элементов двигателей на основе композитных материалов: сопел, сопловых насадок радиационного охлаждения и донных экранов.
"Мы планируем сделать демонстратор двигателя на метане даже с учетом того, что носителя с таким двигателем пока строить не планируется. Тем самым думаем обеспечить задел, чтобы не отстать в плане технологий от зарубежных конкурентов. Пока речь идет о создании двигателя средней тяги для второй ступени перспективной ракеты", – цитирует газета одного из составителей проекта ФКП.
По его словам, изначально задумывалось, что метановыми двигателями будет комплектоваться ракета "Феникс" (ее разработка также запланирована проектом ФКП), но позднее с учетом бюджета было решено не делать принципиально новую ракету, а вернуться к идее воссоздания российского "Зенита" с модернизированным двигателем РД-171.
Отметим, что тема метановых двигателей давно прорабатывается химкинским НПО "Энергомаш", воронежским Конструкторским бюро химавтоматики и самарским ЦСКБ "Прогресс". В 2012 году в "Энергомаш" прошел научно-технический совет по созданию ракетного двигателя, работающего на природном газе, где было предложено начать разработку однокамерного двигателя тягой в 200 тонн на топливе "жидкий кислород – сжиженный метан".
В 2014 году "Прогресс" представил свое видение ракеты будущего – перспективного носителя сверхтяжелого класса, все двигатели которого работают на сжиженном природном газе (СПГ). При этом самарцы обосновывали свой выбор метана в качестве топлива следующими аргументами: "Предлагаемое горючее является перспективным, активно осваивается другими отраслями промышленности, обладает более широкой сырьевой базой по сравнению с керосином и низкой стоимостью – это является важным моментом, учитывая срок создания и планируемый период эксплуатации комплекса, а также возможные (прогнозируемые) проблемы производства керосина через 30–50 лет".