Северная Корея возобновила работу атомного реактора в Йонбене. Пока нет свидетельств, что возобновлено и производство ядерного топлива. Осенью Пхеньян вышел из Договора о нераспространении ядерного оружия и расконсервировал реактор, остановленный в 1994 году. Руководство КНДР объяснило шаг тем, что США могут начать войну против Пхеньяна в любой удобный момент. Пресс-секретарь Белого дома по вопросам национальной безопасности Шон Маккормик расценил этот шаг как "очередную попытку Северной Кореи добиться уступок в переговорах с США" ("Коммерсантъ"). Еще один представитель Белого дома, пожелавший остаться неназванным, заявил, что пуск реактора "демонстрирует желание КНДР продолжить свою программу по созданию ядерного оружия для оказания давления на США" ("Ъ").
"Консерватор" и "Коммерсантъ" уверены, что точка зрения Вашингтона является верной. Ядерный шантаж, по замыслу Пхеньяна, вынудит США пойти на переговоры с КНДР и "помочь материально". Сложности нынешнего международного положения сделают Вашингтон еще более сговорчивым.
"Учитывая кризисную ситуацию вокруг Ирака, Пхеньян усиленно создает "горячую точку" на Корейском полуострове, чтобы воспользоваться "занятостью" главного "мирового полицейского" - Америки - и получить от него отступные в виде продовольственной помощи", - считает "Консерватор".
В целом же практически все российские СМИ "Время новостей", "Коммерсантъ", "Известия" уверены, что постоянные демарши Северной Кореи вкупе с иракским кризисом еще более накалят обстановку не только в Юго-Восточной Азии.
"Теперь Ким Чен Ира если не боится, то побаивается весь мир", - резюмирует НТВ (27.02). При этом различные посреднические услуги со стороны ООН, России, Японии, Китая пока не в состоянии разрядить сложившуюся ситуацию.
По версии Первого канала (27.02), обострение отношений между Вашингтоном и Пхеньяном могло быть вызвано, в частности, позицией Берлина и Парижа в иракском кризисе. Франко-германский демарш спровоцировал негативную реакцию США и заставил Вашингтон с большим предубеждением относиться к другим государствам, в том числе к Северной Корее.
В результате, делает вывод Первый канал, "симпатии к Парижу и Берлину падали так же стремительно, как и к Северной Корее".
Депутат Госдумы Алексей Арбатов настроен крайне пессимистично в отношении дальнейшего развития событий, считая, что фактически дан старт новой гонке вооружений. "Распространение оружия массового уничтожения (ОМУ) и ракетных технологий получит сильный стимул как реакция на угрозу дальнейших силовых акций США, в том числе в Иране и Северной Корее" ("НГ").
Упоминание Ирана в связи с запуском реактора действительно представляется уместным. Дело в том, что Ирак, Иран и Северную Корею Вашингтон отнес к "оси зла", и в частности, постоянно требовал от Тегерана воздержаться от развития собственной ядерной программы.
Возможно, недвусмысленное предупреждения Вашингтона и постоянный вопрос: "кто следующий после Ирака" заставил Тегеран и Пхеньян постараться предпринять ответные миры.