Уже сейчас можно сказать, что мы наблюдаем становление нового политического субъекта – Донбасской Руси. При любом исходе событий она будет претендовать на политическую автономию и заявлять свое особое самосознание. Ее рождение происходит в ходе боев. Погибают люди, имена которых, несомненно, станут священными для донбассовцев. К сожалению, их уже много, но для роста народного самосознания необходимо выделить среди них тех, чья судьба может быть общезначимой, приобретя символическое значение. Примечательно, что первым погибшим от рук боевиков на Донбассе оказался Рубен Аванесян. У него осталось двое маленьких детей. Уже не раз была подмечена эта параллель: первый погибший активист Евромайдана – тоже армянин, Сергей Нигоян. Для стороны Евромайдана, которую небезосновательно упрекают в идейной близости к нацизму, раскрутка этого события оказалась очень выгодной. Однако вряд ли можно сказать, что Евромайдан был многонациональным мероприятием – все-таки там преимущественно господствовали идеи украинского национализма. "Рубен был сыном славного армянского народа, что подтверждает еще раз, что наш многонациональный донецкий край, где более 130 национальностей, разом встал на борьбу с нацизмом, разом не приемлет нацизм, и о том, что будет бороться до конца за свою свободу и готов платить за это самую высокую цену", – заявил во время прощания с ним командир Народного ополчения Донбасса Мирослав Руденко. Особое значение в истории борьбы Донбасса заняла оборона Славянска. Первые погибшие здесь были на Пасху – в ночь с 19 на 20 апреля. Всех троих теперь называют в народе "пасхальными мучениками" или "славянскими мучениками" – выражение, производное от названия города, но имеющее более широкий смысл. Все трое – мужчины разных возрастов, они как бы символизируют три возраста движения сопротивления. Александру Сиганову было лишь 23 года. Казаку Павлу Павленко через несколько дней должно было исполниться 43. Третий погибший – 57-летний Сергей Руденко. На церемонии прощания на их фотографиях было написано "Народный герой". Славянск чтит их как "первых павших за свободу в борьбе с фашистами". Широкий резонанс получила и гибель под Краматорском молодой медсестры Юлии Изотовой. Так же, как и в случае в Рубеном Аванесяном, это было нападение на безоружных, обстрел машины. Несомненно, достойны почитания и милиционеры, погибшие в Мариуполе 9 мая. Они перешли на сторону народа и были убиты боевиками Национальной гвардии в День Победы. Их судьба символически связана и с новым культом спецназовцев "Беркута", стоявших до конца против евромайданных преступников, и с участью сторонников федерализации, сожженных в Доме профсоюзов в Одессе. Они символизируют милицию, которая всегда заступается за народ и сохраняет верность памяти победы в Великой Отечественной войне. Нужно также обратить внимание на погибших 11 мая, в день референдума о провозглашении суверенитета. В Красноармейске в этот день боевики спецбатальона МВД "Днепр" застрелили двоих мирных жителей: шахтера Юрия Мыколенко, который только накануне отметил свое 48-летие, и предпринимателя Вадима Худича, отца двоих детей. Гибель рядом шахтера и предпринимателя, защищавших молодые республики, имеет особое значение для Донбасса. Борьба за самоопределение Донбасса и развернувшееся противостояние воспринимаются местными жителями как война с фашизмом, возрождая тем самым на символическом уровне ассоциации с Великой Отечественной войной. Это надо поддерживать, сознательно устанавливая параллели между новыми героями Донбасса и местными героями той войны. Имена новых погибших можно вписывать в таблицы на памятниках жертвам Второй мировой, которые здесь есть почти в каждом селе. Есть и профессиональные памятники, вновь приобретающие свою актуальность: например, памятник медсестрам Донбасса, погибшим в ВОВ. Самопровозглашенным республикам нужно ввести звание "Народный Герой Донбасса" и начать раздавать его погибшим в ходе вооруженного конфликта. Каждый, отдавший свою жизнь за свободный Донбасс, – герой.