Повседневная жизнь российского населения оказалась не столь тяжелой, как надеялись лидеры "Яблока". По расчетам либеральной оппозиции, к марту народное недовольство реформами ЖКХ достигло бы своего апогея.
Партии осталось бы только возглавить недовольную толпу и направить ее по собственному усмотрению. Адрес, в который, по раскладам "Яблока", должны были прозвучать обвинения и требования, – известен: Москва, Кремль президенту Путину.
"Яблоко" провалило театральную премьеру акции протеста
Впрочем, оказалось, что реформе ЖКХ не суждено повторить опыт прошлогодней монетизации льгот. Тогда не до конца просчитанное и практически не растолкованное решение вызвало массовые акции протеста. Население увидело в замене льгот на "живые" деньги попытку лишить его заслуженных привилегий и вышло на улицы. Судя по всему, оппозиция решила ввести новую протестную традицию: в начале каждого года выводить людей на улицы с требование отставки правительства и прекращения "антинародных реформ". На 1 марта 2006 года "Яблоко" наметило очередную акцию, приуроченную к годовщине принятия Жилищного кодекса. В Москве, на площади Революции у музея Ленина было заявлено масштабное театрализованное шествие. По свидетельству очевидцев, журналистов и милиции на "шоу" собралось больше, чем участников. Видимо, усомнившись в успехе акции, на площадь не вышел ни один из лидеров "Яблока". Не было там ни Григория Явлинского, ни Сергея Митрохина. Все "шествие" ограничилось полутора десятком студентов с флагами "Яблока". Они послушно, как на линейке отговорили заученные тексты про тяжелую долю российского плательщика за услуги ЖКХ и ретировались. Не пришел на площадь даже Илья Яшин, отвечающий в партии как раз за молодежное крыло. Очевидно, что студенчество – не целевая группа для выражения недовольства реформой ЖКХ. В силу объективных причин молодым люди эти проблемы далеки и не понятны. В этом смысле пенсионеры – завсегдатаи коммунистических митингов, выглядели бы на акции более уместно. Однако мобилизация этой возрастной группы для либералов сопряжена с рядом трудностей: коммунистический электорат правые силы не жалует, помня о либеральных реформах, экспериментах с рыночной экономикой и прочих неприятностях населения 90-х годов.
Население обошлось без услуг площадных политиков
Кроме истощения собственного ресурса либералов у провала протестной акции есть и другие причины. В отличие от монетизации, реформа ЖКХ была более детально продумана и расширена массой альтернативных вариантов. С одной стороны, платежи населения необходимы, чтобы поддерживать инфраструктуру в рабочем состоянии. С другой, население не обязано платить за то, чем оно не пользуется.
Таким образом, каждый плательщик вправе установить у себя дома газовый котел, счетчик горячей воды и другие измерительные приборы, чтобы платить за фактически полученные услуги, а не усредненную сумму.
Кроме того, реформа предусматривает строгую иерархию ответственных лиц за ситуацию в ЖКХ. Это не далекая федеральная власть, которой регионы привыкли сигнализировать о своих проблемах одним способом – выходя на митинги. В реформе ЖКХ местные власти получили большие полномочия, сопряженные с большой ответственностью. И для того, чтобы получить ответ на вопрос, почему не работает определенная статья из нового Жилищного кодекса, не надо писать открытое письмо президенту или мерзнуть на митингах, повышая рейтинги площадных политиков. Спросить можно с главы местного самоуправления, с местных депутатов или обратиться в местный суд.
Полномочия местной власти проявились в недавнем решении правительства Москвы. В столице цены на ЖКХ были снижены в среднем на 4-5%. С 1 марта москвичи будут получать уже новые счета. Более того, понижение ставки распространяется и на предыдущие месяцы – переплаченные деньги будут зачислены в счет будущих платежей.
#{more}"К сожалению, рост тарифов идет, и это объективная реальность, – в то же время отмечает председатель комиссии по городскому хозяйству и жилищной политике Московской городской Думы, член фракции "Единая Россия" Степан Орлов – Но главное в этом то, что Москве удается уже много лет избежать перехода на стопроцентную оплату населением услуг ЖКХ. Значительная часть расходов на "коммуналку" покрывается за счет бюджета города. Для того чтобы московские власти могли максимально сдерживать рост тарифов, необходимо принять ряд серьезных мер. В первую очередь – демонополизировать ЖКХ, развивать конкуренцию на рынке жилищно-коммунального хозяйства. Внедрение передовых систем контроля и учета потребления энергии, тепла, воды, информационных технологий в ЖКХ также поможет не допустить резкого роста тарифов".
Реформа, незаметно для оппозиции, стала ближе к населению. Стала отвечать на "больные" вопросы, предложила альтернативу и оставила выбор за самими потребителями. Но стачечные лидеры, для которых на самом деле не стоит вопрос, поставить ли дома счетчик, чтобы сэкономить 100 рублей на горячей воде, оказались не в курсе того, как сегодня в России решается эта проблема.
В пределах Садового кольца из представительских авто сложно разглядеть, что происходит в регионах. Поэтому и появилась изначально провальная идея вывести людей на улицы. А политики в реформе ЖКХ попросту не оказалось. Остались лишь рабочие моменты, которые население с переменным успехом решает напрямую с местными властями, без посредничества сытых ораторов с мегафонами и флагами своей партии.
Материал подготовила Елена Калашникова.
Пишите по адресу – kalashnikova@dni.ru...