Лента новостей

Пятница 19 апреля

03:29Правда ли, что острая и жирная пища могут привести к язве желудка? 00:34Леонардо ДиКаприо может сыграть Фрэнка Синатру в новом байопике Скорсезе 22:19Крепко прижавший к себе молодуху Михалков провозгласил о новой жизни 20:13Ни свадьбы, ни женщины: Сафронов на связи с достигшим 300 кг сыном 18:00Молочная железа выросла в 4 раза: Костенко "в безвыходном положении" 16:47Барановская обобрала Аршавина до нитки: Кто виноват? 16:10В Москве ожидается гроза и сильный дождь вечером 18 апреля 14:04Вы пересмотрели все советское кино, если сможете ответить на эти сложные вопросы — тест 13:21Анфиса Чехова осталась без денег и помощи во время стихийного бедствия 11:24Сумма заоблачная: стало известно, сколько денег Киркоров тратит на охрану 10:11Состояние Игоря Николаева после операции на сердце изменилось 09:06Дочь Анастасии Волочковой сменила имя и отказалась от связи с балериной 08:00Тревожные расстройства – опасная угроза для здоровья 06:39Меган Маркл прекратила вражду с онкобольной Кейт Миддлтон: общественность отказывается верить 03:02Аглае Тарасовой исполнилось 30 лет: вспоминаем яркие роли молодой актрисы в ее юбилей 00:17Эмили Ратаковски показала подросшего сына и высказалась о неудачном браке 22:22"Не вздумайте мне хамить!": жена 78-летнего Петросяна пригрозила народу 22:02Собянин поблагодарил Бочкарева за плодотворную работу в Правительстве Москвы 20:56Столичные коммунальщики перешли на круглосуточное дежурство из-за непогоды 19:25Собянин внес изменения в состав правительства Москвы 18:53"Муж не дает расслабиться": снявшая лишнее Канделаки выставила фото 16:38Сердечный приступ: знаменитого актера и режиссера проводили в последний путь 13:41Только 1 человек из 10 помнит классику советского кино: сможете ли вы пройти сложный тест? 13:08Муцениеце однозначно отреагировала на слухи об интрижке с женатым Кологривым 11:17Налаживающая личную жизнь Бузова заговорила о непристойных предложениях на сайтах знакомств 10:07Харламов неожиданно воссоединился с Ковальчук после разрыва отношений 09:55Новый выпуск ЧЧД: что посоветуют блогеры? 09:03Продюсер Дворцов объяснил причину массового бойкота Пугачевой в ее юбилей 06:28Бывшая помощница Меган Маркл рассказала об издевательствах герцогини над персоналом 03:09Руни Мара отмечает 39-летие: вспоминаем яркие моменты из жизни актрисы 00:53"Молодой человек мой... любимый!": Пегова рассекретила личную жизнь 00:14Гордость и гордыня: как распознать их влияние на нашу жизнь? 22:33Не муж: Екатерина Стриженова показала "первую любовь" на фото 18:50Постарела на 10 лет: невестка певицы Валерии кардинально изменилась 16:33"Не могу и не буду плакать": жена Газманова склонилась у иконы 14:07Необычный тест: угадайте советский фильм по шуточному описанию 13:06Уход 31-летнего Давы после успеха на ТНТ стал неожиданностью 11:53Освободившийся после хулиганской выходки Кологривый откровенно рассказал об интрижке с Муцениеце 10:06Уехавшая из России с женатым мужчиной Асмус вышла на связь 09:01Марина Хлебникова во время морского круиза исполнила заветную мечту поклонника 06:47Ирина Шейк вызвала бурные обсуждения кадром с младенцем 03:39Мэттью Макконахи рассказал, как стать звездой в Голливуде 00:25Anchovy’s Club: в пивном ресторане отменили мясо 22:02Заявлено о потере Цымбалюк-Романовской: Невозможно сдержать слез 20:15"Мы ее обожали!": Татьяна Тарасова отвела душу на 78 году жизни 17:28"Крест на могиле": Волочкова похоронила главного мужчину в жизни 15:45Появилась тревожная новость о состоянии 72-летней Аллегровой 14:26Куда сходить в Москве: афиша с 16 по 23 апреля 14:23В московских школах искусств начинается приемная кампания 14:12Собянин: Дни исторического и культурного наследия пройдут с 18 апреля по 31 мая
685
400
true
Дни.ру
1
5
4.7
96
info@dni.ru
+7 (495) 530-13-13
ООО «Дни.ру»
235
35

Борьба за человеческий капитал

7189
Ярослав Игнатовский

Ярослав Игнатовский

Практикующий политический консультант, политолог, публицист. Генеральный директор аналитического центра «Polit.Generation». Окончил факультет политологии СПбГУ. С 2002 года принял участие в более чем 50 избирательных кампаниях, организовывал политические и медийные проекты.

В современном обществе, где на первое место выходит конкуренция за человеческий капитал, все большее значение придается "глобальному брендингу".

Брендинг, основанный на символизме, все чаще становится формой рекламы не только товаров и услуг, но и обществ, стран, цивилизаций. Для бренда важно создать нечто, что можно назвать ценностью или капиталом. Ценность представляет ряд качеств, которые общественность идентифицирует с брендом и благодаря которым ему доверяет. Для банка – это надежность, для ресторана – вкусная еда, для автомобиля и гаджета – удобство и стиль.

Для страны нечто большее. Это, скорее, набор тех исторически обусловленных ценностей, которые исповедует абсолютное большинство граждан, проживающих на данной территории. Здесь речь в первую очередь идет не о чем-то реальном, существующем, осязаемом, имеющем реальную стоимость на рынке. Цель "глобального брендинга" – сформировать в представлении индивидуума идею о той или иной ценности и на ее основе запрограммировать его дальнейшую стратегию поведения в социуме.

Поскольку человек существо социальное, ему свойственно, прежде всего, стремиться к общению с людьми со сходными интересами и ценностями. Рыбак рыбака видит издалека. Наиболее простым способом отождествиться с той или иной идеологией – потребить товары, услуги и продукты, связанные с ней. Вместе с этим происходит и присоединение к символическому коду системы, так называемая лояльность бренду. Сегодня мы потребляем не столько товар, сколько бренд, знаковую систему, миф, носителем которого является товар. Как сказал в свое время Ролан Барт: "Где кончается смысл, там сразу же начинается миф". Мы покупаем стиль и образ жизни, идентичность, самоутверждение за счет бренда, отождествляя себя с ним.

Конечная цель глобальной конкуренции брендов – выиграть не столь информационную войну, сколько войну за человеческий капитал. Отсоединить как можно большее число наиболее талантливых индивидов от "матрицы" их общества, присоединив к своей.

Вот краткая классификация сферы "глобального брендинга":

1. Государства – бренды (борьба за национальный человеческий капитал)

В данный момент западные страны, прежде всего США и Великобритания, активно экспортируют собственный привлекательный образ, используя в качестве бренда, пожалуй, самый простой и самый запоминающийся знак – флаг страны. Свидетельство этому – огромное количество товаров, заполонивших потребительские рынки: это повседневная одежда, обувь, сумки, канцтовары, обложки для паспортов и смартфонов, сувениры и многое-многое другое. С помощью вещей происходит символическое кодирование граждан других стран, в том числе и россиян. В данной технологии в качестве носителя бренда используется сам потребитель.

Доказано, что человек будет защищать те бренды, которые сам потребляет, и будет стремиться к тому, чтобы найти психологическое обоснование этому. Если на мне майка со звездно-полосатым флагом, значит это модно и хорошо. Очевидно, что в данном случае реализуется программа переформатирования обществ других стран под единые глобализационные стандарты, навязываемые миру Западом.

2. Корпорации – бренды (борьба за человеческий капитал фирмы) Бренды крупных высокотехнологичных корпораций в сфере хай-тек технологий (Apple, Google, Microsoft, Facebook, Twitter, Skype) Эти компании по сути уже сейчас являются государствами в государствах. Они предлагают потребителям не только товары и услуги, но и образ жизни, прежде всего, за счет удобных коммуникативных сервисов, усиливая социальные связи внутри себя и ослабляя общение человека вовне.

В частности, надо отметить тот феномен, что сегодня с людьми из других городов и стран нас может связывать гораздо больше, чем с соседями по лестничной клетке. Некоторые эксперты полагают, что когда количество таких трансформировавшихся социальных связей станет критическим, произойдет демонтаж национальных государств и установление нового мирового порядка – глобального сетевого общества. Факт заключается в том, что этот переход на сегодняшний день фактически происходит по тем правилам, которые диктуют нам лишь эта узкая группа глобальных корпораций.

Надо отдавать себе отчет и в том, что сегодня в российских вузах идет планомерная селекционная работа по выявлению и переманиванию наиболее талантливой молодежи со стороны западных корпораций. Хотя многие уезжают и самостоятельно.

3. Люди – бренды (борьба за индивидуальный человеческий капитал)

Это прежде всего политики, общественные деятели, медиа-персоны, религиозные деятели, звезды шоу-бизнеса, культуры, искусства и спорта. ЛОМы, или просто лидеры общественного мнения. Это локомотивы, задающие повестку "глобального брендинга". Их задача транслировать текст, позицию. При этом само их поведение, образ жизни и профессиональная деятельность практически всегда связаны с той повесткой, которую они транслируют. А это, как правило, ценности "свободного" ультралиберального западного общества (безнационального и бесполого, по меткому выражению президента Владимира Путина).

Мадонна, Мэрлин Мэнсон, Леди Гага, группа Scorpions, Арнольд Шварценеггер, Йоко Оно и многие-многие другие известные представители западного шоу-бизнеса используются в качестве орудий информационной войны Запада против тех стран, которые избрали собственный путь развития. В частности, против России.

Показательно и то, что согласно последним опросам авторитетными фигурами для современной российской молодежи помимо Владимира Путина (1-е место) являются Стив Джобс и Билл Гейтс (2-е и 3-е места соответственно).

4. Образы-бренды (борьба за массовый человеческий капитал)

Образы-бренды содержатся, прежде всего, в произведениях массовой культуры и искусства. Это литература, кинематограф, музыка, видеоклипы, а также все то, что имеет отношение к современным интернет-коммуникациям (твиты, сообщения, демотиваторы).

В России на волне последних событий наблюдается всплеск спроса на патриотическую продукцию. Наиболее яркий пример – футболки с изображением Путина и соответствующими лозунгами. Плохо, что у нас помимо президента другие люди-бренды не используются. А, например, те же братья-сестры режиссеры Вайчовски, известные по фильму "Матрица", в своей последней картине "Облачный атлас" используют Солженицина, чтобы "прокачать" свой смысл. "Вы сохраняете власть над людьми покуда оставляете им что-то. Отберите у человека все, и этот человек будет уже не подвластен вам", – цитирует автора "Архипелага" в фильме спаситель человечества, киборг эры трансгуманизма Сан Ми. Таким образом, наше великое культурное наследие, наш великий человеческий капитал прошлого и настоящего либо не используется совсем, либо зачастую используется против нас. Стоит подумать о том, как использовать его хотя бы на внутреннем рынке.

5. Семантические бренды (борьба за индивидуальный человеческий капитал)

Семантика занимается смысловым изучением единиц языка. В данный момент происходит стремительная вестернизация русского языка, превращение его в "англо-русский суржик" за счет заимствованных слов-единиц языка интервента. Если данная тенденция продолжится, мы потеряем русский язык – солидарную основу нашей цивилизации. Следствием этого будет еще большее отчуждение граждан, еще большее стремление подражать во всем Западу. Рецептом против этого могут стать аналоги–эквиваленты модных англицизмов (selfie – себяшка), а главное – осознанное стремление говорить на русском языке.

Несомненно, на сегодняшний день мы проигрываем глобальную конкурентную борьбу за человеческий капитал. Кто-то скажет, что характер нашей экономики не позволяет полноценно участвовать в этой борьбе. Но сегодня, в условиях мирового падения цен на энергоносители и развернутой информационной и экономической войны против России, мы видим, что опора на экспорт углеводородов нестабильна и в перспективе грозит обернуться для России социальным крахом. Только переход на инновационную экономику, рождающую конкурентоспособные продукты массового спроса, при сохранении человеческого капитала способны дать России возможность не отстать от конкурентов и побороться за глобальное лидерство.

Если при создании этих продуктов не будут учитываться наши национальные особенности, те культурные коды и ценности, свойственные именно нам, добиться по-настоящему инновационного самобытного продукта вряд ли удастся. Мы будем постоянно находиться в чужой повестке, продолжая покупать у глобальных корпораций семена, которые не дают побегов. Такими ценностями могут стать консервативные ценности семьи, нравственности, уважения к старшим, открытости, гостеприимности, межнационального общения и грамотности. Наверняка на фоне всеобщей глобальной либерализации эти ценности будут вновь востребованы. При этом необходимо обращать внимание на тот факт, что консерватизм не должен обратиться реакционностью, сползанием в архаику и страхом перед будущим. Закрываться от мира мы не должны.

Глобализация, неолиберализм и современный экономический порядок создают мир, опутанный сетями глобальных корпоративных брендов, лишенный возможности свободного выбора и полноценного развития. Задача российского поколения нулевых видится в том, чтобы предложить миру альтернативную концепцию устройства общества, основанном на "экономике знаний" – эффективном использовании человеческого капитала и бережной эксплуатации окружающей среды. Вежливые, бережливые, изобретательные энергичные люди – вот позитивный образ тех, кто будет жить в завтрашней России. Теперь осталось лишь воплотить его в реальность.

ДНИ в Telegram

3 апреля 2015, 11:28
Фото: gum.ru