– Насколько сильно современное общество зависит от "карточек"?
– Банковские карты стали неотъемлемым элементом нашей жизни, сделав ее проще и безопаснее. Сейчас всеми картами MasterCard можно оплачивать и коммунальные услуги, и покупки в магазине, и билеты для проезда на наземном транспорте или метро. Более того, во многих случаях эта система позволяет забыть о проблемах со снятием и конвертацией валюты с большой комиссией при выезде за границу.
– Неужели это удобно?
– Если мы говорим о коммунальных услугах, то сейчас многие предприятия на своих сайтах предоставляют возможность сделать электронную оплату. Например, с помощью услуги "повторяющиеся платежи" можно привязать к счету свою карту и указать сумму, которая будет автоматически ежемесячно списываться.
В транспортной сфере услуг мы уже запустили ряд проектов. К примеру, в Петербуржском и Новосибирском метрополитенах теперь не надо стоять в очереди в кассу и покупать жетоны. У пользователя есть банковская карта с бесконтактной технологией MasterCard, он подходит к турникету, прикладывает и спокойно проходит, не думая ни о чем. Списывается та же стоимость жетона, но при этом экономится куча времени.
– Вы планируете, для удобства, встроить бесконтактную оплату в мобильные телефоны. Как это будет реализовано и насколько это безопасно?
– Технологии развиваются, и оплачивать покупки в одно касание можно не только с помощью мобильного телефона. Например, ряд банков продают своим клиентам часы, внутри которых – маленькая карточка MasterCard, и, по сути, можно расплачиваться часами. Также есть брелоки и браслеты с платежным фунционалом. В телефонах, которые поддерживают технологию NFC, есть возможность в несколько нажатий дистанционно выпустить виртуальную бесконтактную карту. Для обеспечения безопасности потребуется ввести пин-код, чтобы активировать платеж на сумму более 1000 рублей.
– Жителям нашей страны система технологии бесконтактной оплаты в новинку, насколько она распространена в России?
– На данный момент в России уже более 40 банков выпускают банковскую карту с бесконтактной технологией MasterCard. Количество точек приема растет с каждым днем. При проведении транзакции в магазине эта оплата упрощает работу кассиру и экономит время покупателя.
– На один носитель можно записать и транспортные, и студенческие, и иные карты. Как это будет работать?
– У многих людей есть несколько карточек: банковская, пропуск, проездной. Забыл одну – не доехал на работу. Мы с банками имеем возможность объединить весь этот функционал в одном носителе. Сам чип разделяется на несколько зон, где есть финансовое приложение для платежей и нефинансовое в форме контроля доступа.
– У вас существует предоплаченная виртуальная дебетовая карта. Расскажите, что это такое и какие у нее особенности и возможности.
– Основная роль заключается в том, что некоторые пользователи не хотят в интернете оплачивать покупки основной – зарплатной – банковской картой. Тогда выпускается данная карта к тому же счету, она имеет ограниченное время существования и определенный лимит. То есть можно сделать онлайн-покупку, не рискуя личными данными.
– Сейчас представителям старшего поколения приходится адаптироваться к инновационным технологиям. По вашему мнению, насколько им сложно будет привыкнуть к электронным системам оплаты?
– В самом начале разработки этих проектов, при исследованиях, мы с банками обнаружили интересный момент: пожилые люди, как правило, забывают свои пин-коды. Приходя в магазин, они делают покупки на небольшие суммы, поэтому социальная карта москвича с бесконтактной технологией MasterCard позволяет оплатить товар или услугу, не создавая проблем с запоминанием паролей. Речь идет о покупках до 1000 рублей – свыше этой суммы пин-код необходимо будет вводить.
– Возможно ли, что технология электронной оплаты, встроенная в телефон, вытеснит полностью пластиковые карты?
– По сути, пластиковые карты существуют уже более 50 лет и они никуда не деваются. Понятное дело, что по мере развития устройств, куда можно встроить эту карту, будет больше. Но традиционные банковские карты еще будут существовать продолжительное время.
– Существует риск того, что многие клиенты по ряду причин не захотят переходить на электронные системы оплаты. Есть у вас план по решению этой проблемы?
– Многие привыкли к традиционным пластиковым карточкам и будут пользоваться ими дальше. Более продвинутое население будет пользоваться электронной оплатой через мобильные телефоны. Поэтому мы создаем инструменты, которые позволяют клиенту выбрать, чем ему удобнее платить.
– С технической стороны создание "умного города" – это очень трудоемкий процесс. Потребуется охватить огромную сеть услуг. Сколько времени займет автоматизация оплаты основных популярных сервисов?
– Сейчас все больше и больше банков начинают по умолчанию в свои карты добавлять бесконтактные чипы. По окончанию срока действия карты человек получает новую. Если говорить о телефонах, то не все они могут совершать платежи, поэтому по мере того, как производители телефонов будут выпускать новые модели, туда уже будет встроена система NFC.