На сегодняшний день единственная официальная версия аварии атомохода - человеческий фактор. Контрактника Дмитрия Гробова, которого подозревают в том, что именно он запустил лодочную объемную химическую систему пожаротушения, допрашивают следователи.
Они пытаются выяснить зачем и как он запустил ЛОХ (лодочную объемную химическую систему пожаротушения). Правда, Гробов находится в шоковом состоянии и дает невнятные показания. По одной из версий, о которой пишет "Комcомольская правда", заступивший на вахту Гробов якобы от скуки начал нажимать на кнопки прибора, дублирующий пульт управления. Их на АПЛ несчетное количество, чтобы можно было бороться за живучесть лодки и экипажа из любой точки корабля: дать сигнал на всплытие, пустить кислород в отсек или включить систему ЛОХ. Доступ к пультам в тот момент никто не охранял. Все пульты были запаролены. Но в тот момент проводили испытания кодовой системы и секретные коды были просто написаны карандашом на всех пультах. Матрос просто набрал код, выбрал систему управления пожаротушением, залез в блок управления датчиками температуры и давления в отсеке и начал ради интереса менять их настройки, не подозревая, что они очень тесно связаны с пуском фреона. Гробов поменял 30 градусов, которые показывал температурный датчик в отсеке, на 78, и система заподозрила пожар. Но машина попросила подтверждения - включать ли ЛОХ.
Раньше в подобной ситуации появлялся сигнал на центральном пульте управления. И только при подтверждении пожара оттуда подавался фреон в отсек. На новейших системах фреон подается даже по запросу с локального пульта. Матрос разрешил операцию. Затем включилась сирена, и в отсеки начал поступать фреон, которым отравились 20 человек.
Следствию предстоит выяснить, почему именно во второй отсек пустили тройную дозу фреона. На этот вопрос есть три версии. Основная сводится к тому, что произошел сбой в компьютерной системе, отвечающей за работу ЛОХ. По второй версии - цифры, которые ввел матрос в показания датчиков, оказались настолько высокими, что система подключила к "тушению пожара" фреон из соседних отсеков. И третья - монтажники при установке баков с фреоном допустили ошибку и подключили их трубы только к одному - второму - отсеку. Однако окончательный ответ давать пока рано.