Многие европейские и американские корпорации, такие как BP, Total, Shell, Statoil и ExxonMobil, которые сотрудничали с российскими компаниями на Арктическом шельфе, свернули или существенно сократили число своих проектов, потеряв при этом миллионы долларов из-за введенных антироссийский санкций. Так, например, ExxonMobil приостановила совместную работу с "Роснефтью" над проектом в Карском море, заморозив 700-милионный проект.
Пытаясь воздействовать на Москву санкциями, Вашингтон забывает о том, что Россия поддерживает и развивает отношения с такими торговыми партнерами, как Китай и Индия. Последнюю в конце осени – начале зимы страна пригласила к совместной разработке нефтяных и газовых месторождений в Арктике и Сибири, что вызвало в Дели огромный энтузиазм.
Что касается Китая, то за последние 15 лет его активность в Арктике возросла по многим направлениям. Пекин заинтересован как в ресурсах региона, способных удовлетворить энергетические потребности страны, так и в транспортных маршрутах, обеспечивающих более дешевые и надежные перевозки. И Россия готова помочь ему в этом деле.
Россия твердо намерена найти американским компаниям-партнерам замену, что у нее получается, о чем говорит подписание соглашений между российским и индийским лидерами Владимиром Путиным и Нарендрой Моди в начале декабря в Дели. Теперь США следует быть готовыми к тому, что это негативно отразился на деятельности и прибылях западных корпораций в России, пишет издание The National Interest.
Расстановка геополитических сил в Арктике меняется, и этот факт невозможно игнорировать. Российско-индийские отношения изменили роль Дели в Арктическом регионе, к чему Вашингтону нужно быть готовым. И хотя Индия не имеет права заниматься добычей природных ресурсов, декабрьское соглашение между Путиным и Моди свидетельствует о том, что вес Индии в Арктике будет наращиваться. "Газпром нефть" также проявляет интерес к налаживанию взаимодействия с индийскими нефтегазовыми компаниями для реализации арктических проектов.
Запад, вводя свои антироссийские санкции, совершенно не брал в расчет то, как это может сказаться на позиции США. Обаме стоило бы уже сейчас взвесить ущерб, который страна нанесла сама к себе. К тому же, ограничительные меры США носят долгосрочный негативный характер, а российско-американские торговые отношения подходят к точке невозврата.