Аналитики выявили, что в начале 2015 года количество частных и корпоративных международных рейсов в России снизилось сразу на 23% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Согласно данным специалистов, в январе было выполнено 1445 полетов.
В свою очередь, участники рынка деловой авиации подчеркивают, что сокращение бизнес-перелетов составило порядка 20%, так как предприниматели начали активно экономить на перевозках. Специалисты отмечают, что на европейском рынке деловой авиации сильнее России пострадала только Украина: там в январе зафиксировано снижение на 58,6% в годовом выражении. По оценкам компании, рынок корпоративных перевозок просел сильнее, чем частных. "Санкции и снижение цен на нефть запустили тренд на падение рынка деловой авиации в России и в странах СНГ в целом. Рынок деловой авиации на Украине и вовсе разрушился", – сообщают "Известия" со ссылкой на данные компании WingX Advance.
Вместе с сокращением числа рейсов VIP-клиенты начинают экономить и на самих самолетах, предпочитая теперь арендовать более дешевые суда. "Мы также отмечаем примерно 20-процентное снижение на рынке деловой авиации. Есть и тенденция, когда частные владельцы начинают продавать свои самолеты или отдавать их в аренду брокеру для корпоративных перелетов. Это достаточно небольшое количество владельцев, примерно пятая часть, но тем не менее тенденция налицо. Видно, что люди стали считать деньги. Если раньше клиенты просто давали деньги на обслуживание полета, то теперь они спрашивают, на что конкретно пойдут средства", – рассказала замначальника плановой диспетчерской службы компании – организатора деловых полетов "Авиа Бизнес Групп" Анастасия Хмелева.
Председатель совета директоров группы компаний "Авком" Евгений Бахтин подтвердил динамику и отметил, что деловые клиенты начинают задумываться над экономией расходов и понижают класс обслуживания. "Пользователи более дорогих Gulfstream и Bombardier Challenger пересаживаются на сравнительно более доступные Falcon, Hawker, Embraer и Cessna. Среди последних, например, наиболее популярны Falcon 2000 и Cessna X и Embraer Legacy, Hawker 850 и 900. Так, полеты на топовых моделях Gulfstream и на Bombardier Global Express стоят примерно 10–12 тысяч долларов за час полета. Embraer Legacy и Falcon 2000 – примерно шесть-семь тысяч долларов за час, Hawker 850 и Hawker 900 – от четырех тысяч", – пояснил он.
Специалисты подчеркивают, что в большей степени кризис на себе почувствовали те участники рынка, которые и раньше использовали наиболее дешевые самолеты, а теперь и вовсе лишились средств на аренду или покупку лайнера и вынуждены были пересесть на регулярные рейсы. "Те, кто летал на дорогих Gulfstream 550, тот и продолжил на них летать, а тот, кто до этого выбирал относительно дешевые Cessna, тот, может, отказался от них вообще и пересел на регулярные рейсы, в обычный бизнес-класс. Еще менее обеспеченные бизнесмены перешли на экономкласс, – отметили они. – К лету 2015 ожидаем снижения на 10–15% к прошлому лету. Но если политическая ситуация разрешится в марте-апреле, к чему есть все предпосылки, то рынок восстановится быстро и какого-то снижения мы не увидим".
Вместе с этим тенденцию экономии подтверждает статистика посещений VIP-залов в аэропортах. Активный рост по части бизнес-класса на регулярных рейсах начался летом 2015 года, когда все почувствовали первый эффект от санкций. Так, в аэропорту Домодедово в мае 2013 и 2014 годов бизнес-залом воспользовались примерно 13 тысяч пассажиров. Однако уже в июне разница между показателями выросла: если в июле 2013 года отдельным бизнес-залом воспользовались около 15,8 тысячи человек, то уже через год – 18,5 тысячи человек.