Ситуация хоть и медленно, но начала меняться в конце 90-х, когда завод попал в управление "Ильюшин Финанс Ко". ИФК заключила контракты с "Атлант-Союзом" на $100 миллионов, с кубинской Cubana de Aviacion на $110 миллионов, с "Красноярскими авиалиниями" на $150 миллионов, с "Аэрофлотом" на $300 миллионов, с "Волгой-Днепр" на $100 миллионов. Министерством обороны – на производство военно-транспортных Ил-112, строительство которых должно начаться уже в этом году. Также на заводе начинается серийный выпуск новейших региональных самолетов Ан-148, которые уже заказали "Красноярские авиалинии" и готовится контракт с "Пулковскими авиалиниями" на поставку 18-ти таких машин. А на ульяновском "Авиастаре" ИФК заказывает Ту-204 для российских и зарубежных заказчиков, контракты по которым исчисляются сотнями миллионов долларов. На заводы начали возвращаться рабочие, ушедшие в 90-е в "малый бизнес". Работу ИФК можно назвать ювелирной. Авиастроение – это все-таки не стопроцентно рентабельная нефтяная труба. К примеру, Ил-96 стоит около $25-30 миллионов, и желающие его купить в очередь не выстраиваются. Чтобы найти покупателя, лизинговая компания должна профинансировать производство, а затем, отбить для заказчика стоимость лайнера на 10-15 лет. Причем, частные акционеры ИФК (38% акций принадлежит государству, 16% - Внешэкономбанку, остальные 46% - Национальной резервной корпорации (НРК), главным владельцем которой является депутат Александр Лебедев), восстанавливая государственное авиастроение, рискуют собственными деньгами. Та же НРК вложила в проект около $100 миллионов, государство - около $130 миллионов в течение нескольких лет. Причем 65% вложенной суммы уже вернулось в казну в виде налогов. 60% акций "Ильюшин Финанс Ко" были арестованы Басманным судом по материалам Генпрокуратуры. Прокуроры посчитали завышенным вклад государства в уставный капитал "Ильюшин Финанс Ко". Как пишут "Ведомости", во время допэмиссии ИФК, которая оплачивалась бюджетными деньгами на сумму 2,52 миллиарда рублей, уставный капитал компании вырос с 346 000 рублей до нынешних 558 000 рублей. При номинальной стоимости акций в 5 рублей размещалась каждая бумага примерно по 59 000 рублей. Но по действующим нормам бухучета, в строке баланса "уставный капитал" компания отразила лишь номинальную стоимость приобретенных государством акций (212 000 рублей). А оставшиеся 2,5 миллиарда рублей - в строке "добавочный капитал". Прокуратура же решила, что государство могло ограничиться оплатой акций по номиналу, а потому, стране нанесен "ущерб", правда, сами прокуроры пока не уточняют, в каком размере. В ИФК свою вину полностью отрицают и говорят, что не понимают суть претензий Генпрокуратуры. Обвинения главы ИФК Александра Рубцова в злоупотреблении должностными полномочиями там считают не состоятельными, поскольку все ключевые решения принимаются исключительно советом директоров и по указанию российского правительства, а не лично гендиректором компании. Не могут понять претензий прокуратуры и эксперты. "О том, что госинвестиции сразу нужно было оформлять как взнос в уставный капитал, еще месяц назад заявила Счетная палата", - пояснил "Ведомостям" финансовый директор аэропорта "Толмачево" Сергей Ченчиков. Поэтому никаких злоупотреблений со стороны руководства "Ильюшина" здесь нет, замечает он. "Уставный и добавочный капитал - это собственные средства компании, которые она может тратить по своему усмотрению, разницы между ними нет", - поясняет финансист. Акционер ИФК Александр Лебедев сразу после ареста акций заявил, что считает это дело "происками конкурентов". Не исключено, что весь сыр бор разгорелся из-за планов правительства в ближайшие годы вложить в авиализинг до $1 миллиарда. Согласитесь, это уже солидные деньги, на которые всегда найдется много желающих их "освоить". Поэтому, если загодя убрать такого игрока, как "Ильюшин Финанс", то все можно будет пропустить через другие лизинговые фирмы. Конкурент у ИФК в России только один – Финансовая лизинговая компания (ФЛК). В свое время эту компанию учредили близкие к президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву структуры – "Татнефть" и ряд других ООО и ЗАО из этого региона. Федеральные чиновники ввели ее в схему финансирования государством авиационного лизинга. Однако за все время своего существования с участием бюджетных средств она передала в лизинг лишь 3 самолета. Конечно, результаты ее деятельности, могли бы быть и более впечатляющими, но, видимо, не хватает денег. А они могут появиться. В федеральном бюджете на этот год на авиализинг запланировано 6 миллиардов рублей – по 3 миллиарда на каждую лизинговую компанию. Причем, в СМИ уже появилась информация, что в свое время, чтобы получить бюджетные средства, в ФЛК "искусственно надули капитал". А когда вопрос с распределением средств в правительстве решился, деньги, которыми была подтверждена финансовая устойчивость ФЛК (почти 750 миллионов рублей), перевели на баланс других фирм. Все это выявили аудиторы Счетной палаты, которые 10 июля, как пишут "Ведомости", сообщили об итогах проверки в Генпрокуратуру. Евгений Зарицкий отвергает все обвинения в адрес своей компании о "заказе" ИФК. По его словам, правительство уже распределило 6 миллиардов, поэтому, дескать, "убивать" конкурента теперь нецелесообразно. Однако, известно, что бюджетные средства в компании еще не пришли, а, учитывая арест акций ИФК, не исключено, что в правительстве сумму выделения могут и переписать. Дальше можно представить – все 6 миллиардов получает ФЛК и направляет их на авиазавод в Казани. В этом случае получится, что люди, сидящие у власти Татарстана, которым принадлежит крупный пакет акций ФЛК, смогут замкнуть на себе все финансовые потоки бюджетных денег, выделяемых на авиапром. Кстати, 13 июля, накануне ареста акций ИФК, Минтимер Шаймиев в газете "Известия" рассказывал общественности о безграничных возможностях промышленности его региона, где он может производить буквально любую авиатехнику, начиная с вертолетов, и кончая всеми типами гражданских самолетов. Получается, что другие и не нужны. Депутат Госдумы и совладелец Национальной резервной корпорации (НРК) Александр Лебедев уже заявил, что проблему может разрешить только президент. Об этом же пишут в своем письме Владимиру Путину губернаторы Воронежской и Ульяновской областей Владимир Кулаков и Сергей Морозов и просят его вмешаться в ситуацию с арестом акций ИФК. Так как под угрозу срыва попадает реализация проекта по выпуску шести Ил-96 для "Аэрофлота" и серийное производство на Воронежском авиазаводе Ан-148. Неясной также остается судьба двух крупнейших заводов – воронежского ВАСО и ульяновского "Авиастара", которые могут лишиться 3 миллиардов рублей, запланированных в федеральном бюджете. #{more} На правительство владельцы ИФК уже не надеются. По словам Лебедева, министры уже совещались по поводу ареста акций ИФК, но никакого решения принято не было. Скорее всего, заявил депутат, акционеры подадут в суд и обжалуют арест. Но известно и как у нас работает "басманное" правосудие. Так что пока Лебедев будет биться, чтобы акции вернулись, он не сможет участвовать в акционерных собраниях и принимать решения. Голосовать будут только представители государства, которые своими личными деньгами никогда не рискуют, но приумножить их всегда хотят. Когда и, главное, как разрешится ситуация с арестом акций – сказать никто не может. Открытыми остаются пока два вопроса: что будет с проектами на почти $750 миллионов, реализуемых "Ильюшин Финанс", которые сейчас повисли в воздухе, и кто же все-таки в действительности претендует на "освоение" бюджетных средств, направленных на поддержку авиапрома? Материал подготовил Антон Бутков