Научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Лихачева проводит экспертизу театральных постановок Кирилла Серебренникова и Константина Богомолова. Цель – выяснить, не искажены ли классические тексты, положенные в основу спектаклей. Проверка касается "Мертвых душ" Серебренникова в "Гоголь-центре", "Карамазовых" Богомолова в МХТ имени Чехова и его же "Бориса Годунова" в театре "Ленком". В качестве экспертов будут привлечены ученые, которые видели спектакли вживую. Исследование должно завершиться в течение месяца.
"Эксперты будут обращать внимание на литературную основу. Понимая, что все можно интерпретировать, они будут оценивать границы интерпретации. Еще одной задачей экспертов будет анализ соответствия аксиологической модели интерпретатора авторской картине мира, сохранности системы опорных художественных образов, транслирующих основную идею произведения и ключевых композиционных приемов, раскрывающих авторский замысел, и сохранность соотношения ценностных центров автора и героя", – рассказала "Известиям" пресс-секретарь НИИ Юлия Дьяконова.
Инициатором проведения экспертизы был Независимый профсоюз актеров театра и кино. В обращении к директору НИИ Арсению Миронову артисты заявляют, что серьезно обеспокоены ситуацией, сложившейся в российском театральном мире, "где режиссеры-постановщики системно используют в своих театральных интерпретациях имена и произведения великих русских писателей". "Эти театральные постановки не соответствуют авторским текстам и художественной форме первоисточников ни прямо, ни косвенно. Все эти действия разрушают литературное и историко-культурное наследие России, вводят в заблуждение граждан и оскорбляют честь и достоинство великих русских писателей, которые не могут по причине ухода из жизни отстаивать свои права и имя", – гласит обращение профсоюза.
Председатель профсоюза Денис Кирис пояснил, что результаты экспертизы ему необходимы для организации дальнейших юридических действий. Однако цели запретить спектакли у профсоюза нет. По словам Кириса, проблема в том, что, подписывая собственные фантазии именем классиков, в итоге режиссеры вводят в заблуждение зрителя, который приходит посмотреть именно классическую постановку. "Предположим, на такой спектакль придет школьник, который не читал "Мертвые души", и после постановки он будет считать, что Гоголь написал именно так", – сказал Кирис.
В подобных случаях предлагается обязать режиссеров точнее формулировать авторство: по мнению Кириса, спектакль "Гоголь-центра" должен называться не "Н.В.Гоголь: "Мертвые души", а "Н.В.Гоголь – К.С.Серебренников: "Мертвые души". "Мы ни в коем случае не хотим вводить цензуру, но не хотим и вводить зрителя в заблуждение", – подчеркнул председатель профсоюза.
В НИИ имени Лихачева с мнением Кириса согласны. "Так называемое осовременивание классики является актуальнейшим вопросом, поскольку классику часто используют не для глубокого и нового прочтения, а для того, чтобы на ее основе высказывать совершенно не присущие ей идеи. Под видом обращения к классике часто формируются примитивные образы, называемые творческим экспериментом", – заявила Дьяконова.
Режиссер Кирилл Серебренников на весть о проверке его спектакля отреагировал с иронией: "Когда исследование состоится, эксперты будут приятно удивлены: в моих "Мертвых душах" полностью сохранен текст, оставлены все слова, ничего не искажено. Будет очень смешно. Ну, людям делать нечего, у каких-то мракобесов обострение. Сейчас такой консервативный тренд, это очень популярно". Константин Богомолов высказался жестче: "Я действия идиотов комментировать не буду. И свое время тратить на них не стоит".
С юридической точки зрения профсоюз оперирует Гражданским кодексом, согласно которому "авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно". Но, как пояснила представитель юридической фирмы, в упомянутых спектаклях речь идет о трех разных произведениях: первооснове ("Борис Годунов" Пушкина, "Мертвые души" Гоголя, "Братья Карамазовы" Достоевского), инсценировке драматурга или режиссера, и постановке. В случае если бы режиссер взял какую-либо существующую постановку и исказил ее, нарушение авторских прав было бы налицо, а когда за основу берется не пьеса, а литературное произведение, театральная постановка по ее мотивам едва ли может считаться искажением замысла, – заключила юрист.
Что касается афиш, тут санкции за "недостоверную информацию", которая вводит читателя в заблуждение, вполне возможны. Театральные афиши относятся к сфере рекламы, и, если на афише будет написано "Гоголь: "Мертвые души" без пометок о создателе сценической версии, театр может нести за это ответственность как за несоответствие рекламы содержанию, – пояснила эксперт, добавив, что за такое нарушение рекламодателю (то есть театру) грозит административная ответственность.