"Компенсировать падение спроса на пилотируемые транспортные корабли типа "Союз" после 2018 года предполагается за счет возобновления кратковременных экспедиций на российский сегмент МКС на коммерческой основе", – говорится в последнем квартальном отчете головной организации Роскосмоса в сфере пилотируемой космонавтики – ОАО "РКК "Энергия".
Как пишет газета "Известия", сейчас вакантные места третьего члена экипажа на кораблях "Союз" выкупает NASA: по завершении программы Space Shuttle в 2011 году у американцев не осталось действующих космических кораблей, и они используют "Союзы". Доставка астронавта на МКС, а затем обратно на Землю стоит 76 миллионов долларов вместе с подготовкой.
Контракты с NASA о доставке экипажей к МКС истекают в 2017 году и американцы собираются продлить их всего на год, так как ждут, что в 2018 году пройдут полное испытание их новые пилотируемые космические корабли. Прежде всего, речь идет о Dragon от SpaceX и CST-100 от Boeing.
В России понимают, что монополия на рынке пилотируемых космических полетов прогнозируется недолговечной. Кроме того, риск снижения востребованности российских кораблей без улучшения их технических и стоимостных характеристик на мировом рынке также возрастает. "До 2018 года еще довольно много времени, – говорит Игорь Буренков, официальный представитель Роскосмоса. – Тенденция понятна, но говорить о конкретике рано".
Многие специалисты скептически относятся к возможности продавать места в "Союзах" космическим туристам. Во-первых, спрос на такого рода туры к МКС вряд ли будет устойчивым, а во-вторых, нужно готовить свои кадры и предоставлять места космонавтам. Отметим, что с 2001 по 2009 год на "Союзах" к МКС летали восемь человек. По некоторым данным, полет певицы Сары Брайтман обойдется ее спонсорам в 52 миллиона долларов. Летавший перед ней к МКС туристом основатель Cirque du Soleil Ги Лалиберте в 2009 году заплатил порядка 35 миллионов долларов.