В статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, психологи из Калифорнийского университета в Мерседе уверяют, что моральные метания человека в прямом смысле отражаются в его глазах. По их движению которых можно определить, какой выбор сделает их обладатель, что можно использовать для манипуляций мнением и в качестве базы для детектора лжи.
"Люди часто думают, что их моральный выбор в конкретной ситуации задается абсолютно стабильными предпочтениями и установками, которые существуют в их сердцах и умах. Мы предположили, что многие моральные решения принимаются человеком, что называется, на лету и являются продуктом того, как люди воспринимают и взаимодействуют со средой в текущий момент времени", – говорит один из авторов эксперимента Майкл Спайви из университета в Калифорнии.
В ходе психологической игры добровольцам было предложено оценить моральную сторону того или иного поступка, историю которого им рассказывали через наушники. Поведение участников, движения их головы, глаз и рук отслеживались с помощью камер. Во время рассказа на дисплее монитора, перед которым сидели участники, появлялись две фразы, противоположные по смыслу и моральному содержанию: например, "убийства иногда оправданны" и "убийства ничем нельзя оправдать".
Когда респондент задерживал взгляд на одной из них достаточно долго, что улавливалось техникой, от него требовали немедленно сделать выбор. Выяснилось, что наши моральные установки оказались необычайно подвержены тому, на что мы смотрим в момент принятия решения. Участники делали выбор в пользу варианта, на который они смотрели в 58% случаев, сообщает РИА Новости. Другими словами, ученым удалось манипулировать мнением людей, заставляя их делать выбор, когда те смотрели на "нужную" максиму.