"Каспийский монстр"
Его настоящее имя КМ – Корабль-макет. Он был введен в эксплуатацию в 1966 году, и тогда поверг иностранные военные силы в такой ужас, что сразу же получил альтернативное название "Каспийский монстр". По сути это гибрид корабля и самолета. Его нижняя часть напоминала корабль, и он вполне мог плавать, но разгоняясь, он взлетал над водой, используя технологию экранного эффекта – когда между крыльями и поверхностью создается воздушная подушка.
Экранный эффект как правило мешает летчикам, делая самолет при посадке плохо управляемым, но в конструировании экраноплана он пришелся весьма кстати. По документам этот экраноплан проходил как корабль и относился к ВМФ, однако его тем не менее считали самым тяжелым летательным аппаратом. Если воспринимать его как корабль, то максимальная скорость впечатляет даже сейчас – 500 километров в час. Над экранопланом проводили все новые и новые испытания, пока в 1980 году он не затонул из-за ошибки пилотирования.
"Орленок"
После значительной доработки и улучшения предыдущей модели, в 1972 году на свет появился "Орленок" – экраноплан, способный переводить два БТР с экипажем. Это модель получилась меньше, компактнее, но более удачная и совершенная. Всего было выпущено пять "Орлят", которые могли перебрасывать морской десант на дальность до 1500 километров, взлетая над водой до двух метров и развивая при этом скорость скорость 400—500 километров в час. В отличии от кораблей, он преодолевал минные и защитные ограждения просто пролетев над ними. В 1979 году предполагалось строительство 120 "Орлят", но после смерти министра обороны Дмитрия Устинова программу было решено заморозить. Последний уцелевший "Орленок" можно увидеть в музее ВМФ России под открытым небом в парке "Северное Тушино" напротив Речного вокзала. Не смотря на заморозку проекта, на базе этого инженерного чуда создали новый экраноплан, гораздо более опасный, чем все предыдущие.
"Лунь"
Также названный "убийцей авианосцев", так как он нес на себе шесть противокорабельных ракет типа "Москит". Его огромная скорость и низкий полет над водой позволял подойти незаметным для радаров на расстояние точного попадания ракеты. Он, как и КМ, существует в единственном экземпляре. Их планировалось изготовить восемь, но развал Советского Союза помешал этим планам. Поэтому в 1993 году состоялся его последний полет.
О заморозке проектов экранопланов существуют разнообразные мнения. От очевидных сложностей девяностых годов до активного вмешательства неких американских структур. Военные структуры западных стран до сих пор пытаются создать похожие аппараты. Так инженер Стивен Хукер мечтал о гигантских "крылокораблях", способных пересекать атлантику. А компания Boeing представила эскиз похожего проекта "Boeing Ultra Pelican". Но дальше эскиза дело не пошло. Возможно столь перспективный отечественный проект получит в будущем вторую жизнь.