Астрофизикам удалось найти первые доказательства теории ускорения "космических лучей" за счет взрыва звезд. Исследование ученых опубликовано в журнале Американской ассоциации содействия развитию науки Science.
Так называемые "космические лучи", это не что иное, как элементарные частицы и ядра атомов. По своей природе они передвигаются со скоростью света и непрерывно бомбардируют атмосферу Земли. Учеными принято считать, что эти "космические лучи", открытые в 1912 году, получают ускорение при взрыве звезд. И вот, наконец, исследователям удалось добыть первые доказательства этой теории.
Предположение основывалось на том, что остатки сверхновой звезды действуют в качестве гигантского ускорителя элементарных частиц. В результате взрыва происходит образование ударной волны, которая врезается в окружающий газ, сжимая и усиливая любые магнитные поля. Заряженные частицы, проходя через фронт, получают ускорение, а некоторые из них при этом отбрасываются назад из-за взаимодействия с магнитными полями. Таким образом, отдельные частицы могут путешествовать взад и вперед у границы взрывной волны, как теннисный шарик между двумя стенками. Через некоторое время они вылетают из этого замкнутого круга со скоростью, близкой к световой, цитируют работу исследователей "Вести.Ru".
Как сообщается в журнале Science, команда ученых предположила, что если космические лучи образуются в районе взрыва сверхновой звезды, то там должно появляться достаточно γ-лучей, чтобы иметь возможность засечь их с Земли.
Отметим, сверхновые звезды – это звезды, блеск которых при вспышке увеличивается на десятки звездных величин в течение нескольких суток. В максимуме блеска сверхновая сравнима по яркости со всей галактикой, в которой она вспыхнула, и даже может превосходить ее.
Астрофизики воспользовались космическим телескопом Fermi для наблюдения за двумя остатками сверхновых. Как и следовало ожидать, высокоточные инструменты засекли в обеих областях большое количество γ-квантов в расчетном диапазоне. "В обычных условиях мы не ожидаем увидеть в газе с определенной температурой много частиц со скоростями выше определенного уровня, – говорит участник команды Джон Хьюз из университета Рутгерса. – Поэтому частицы с очень высокими скоростями можно наблюдать только в том случае, если в этой области происходит ускорение космических лучей".