Собирать "бразильскую колоду" китайцы продолжили в России, нацелившись на Халка. И для начала поразили бразильца в самое сердце суммой будущей зарплаты – 20 миллионов евро в год (по слухам, в "Зените" он получает то ли пять, то ли семь миллионов евро). А для проформы в последний перед закрытием трансфертного окна день сделали "Зениту", мягко говоря, непристойное предложение – 30 миллионов за игрока, стоившего клубу 40 миллионов. "Коллеги с китайского рынка не совсем корректно пытаются "взорвать" голову футболиста гигантскими суммами. У игрока в голове начинают происходит химические процессы, которые можно понять и объяснить", – поделился методами сманивания звезд в китайский чемпионат генеральный директор "Зенита" Максим Митрофанов. Здесь стоит напомнить, что, по правилам ведения футбольного бизнеса, клуб, желающий приобрести какого-либо игрока, перво-наперво обязан обратиться с предложением к тем, с кем у этого футболиста действующий контракт. Так, мол, и так, у вас товар, у нас купец и энное количество денежных знаков. Если клубные функционеры договорились, можно вести переговоры с игроком. Если нет – футболист может никогда и не узнать, кто им интересовался. Чтобы, как заметил Митрофанов, в голове не происходило разных химических процессов, отвлекающих от футбола. В Европе, кстати, хорошо знают, что нарушение этого алгоритма ведет к серьезным санкциям со стороны УЕФА. Да вот только китайцам европейские законы – не указ. И нет у УЕФА методов против Кости Сапрыкина из Поднебесной. Зато у китайского Сапрыкина есть все шансы не просто вытащить из европейского кармана кошелек, но и, как образно заметил все тот же Митрофанов, "задушить футбол в Европе" вовсе. Причем руками самого УЕФА. Точнее с помощью уже принятого финансового феер-плей.
Китайцам в этом смысле, кстати, даже изобретать ничего не придется. Достаточно воспользоваться опытом нашего "Анжи". Сначала Сулейман Керимов пригласил в команду Роберто Карлоса. Карьера 38-летнего бразильца хоть и стремилась к закату, но на поле старик Карлос выглядел лучше многих своих молодых партнеров. Истинная же выгода "Анжи" от приобретения легенды стала понятна позже, когда в команде появился сначала Это’О, а затем и Гуус Хиддинк. Карлос в этом смысле стал для махачкалинцев билетом в высший футбольный свет. Его пример и многочисленные интервью, в которых он нахваливал свой новый клуб и его владельца, заставили некоторых задуматься о продолжении карьеры в России. "Возможности клуба таковы, что мы можем купить не только Роналду или Месси, но всю "Барселону", – хвастался в одном из интервью Карлос. Сказка закончилась быстро. Сулейман Керимов понял, что одними деньгами футбольные вершины не покорить, к проекту охладел, но неизгладимый след в футбольной Европе оставил. Отчасти защитой от подобных потрясений и должен был стать финансовый феер-плей. Однако на фоне экономического кризиса стало ясно, что принятое явно сгоряча правило надо бы смягчить. Сегодня полностью соблюдать его без ущерба для качества футбола и результатов способны лишь несколько европейских грандов. Все остальные вынуждены по одежке протягивать ножки, не заглядываясь на футбольных звезд, которые и стоят дорого, и зарплаты требуют немаленькие. С приходом на европейский футбольный рынок китайцев, которым финансовый феер-плей УЕФА до лампочки, может так случится, что этих звезд в Европе и вовсе не останется. Футболисты пойдут туда, где им будут платить столько, сколько они стоят.
Сейчас УЕФА несомненно является ведущим футбольным рынком в мире, но некоторые игроки уже ушли, а в перспективе их может быть больше. Уровень чемпионата Китая, его привлекательность вырастут, туда пойдут не завершающие карьеру игроки, не второго-третьего эшелона футболисты, а звезды в самом расцвете сил. Это проблема и о ней нужно думать, – рисует не радужные перспективы китайской экспансии руководитель "Зенита". Так что Мишелю Платини, если у него получится восстановить свое честное имя, или его преемнику на фоне этой проблемы коррупционные скандалы, бушевавшие осенью в УЕФА, покажутся возней в песочнице. Ведь китайцев никто не заставит соблюдать феер-плей и играть по правилам. Они привыкли действовать иначе и руководствоваться исключительно собственными интересами. Да и у ФИФА нет возможности заставить азиатов подчинятся законам, придуманным в Европе. Равно как у УЕФА нет инструментов, способных остановить исход футбольных звезд в чемпионат Поднебесной, если китайцы продолжат предлагать интересующим их футболистам зарплату, которая даже Месси с Роналду не снилась. Конечно, вполне может случится, что китайские клубы со временем повторят опыт того же Керимова, охладеют к футболу, требующему таких затрат. А может, наоборот, подойдут к делу с китайской основательностью и постепенно станут не только производственным, но футбольным лидером. И европейцам придется либо смириться, либо пересмотреть правила финансового феер-плей, чтобы не стать жертвой футбольных пиратов из Поднебесной. "Он (финансовый феер-плей) не должен уничтожать клуб", – замечает Максим Митрофанов". И с этим трудно не согласиться, если, конечно, мы не хотим, чтобы однажды на лучших футбольных шоу, как и на многих других товарах, появилась отметка "Сделано в Китае".