По сравнению с показателями за аналогичный период 2014 года, в январе 2015-го продажи пивной продукции упали на 10,5%, свидетельствуют данные исследований компании Nielsen. За последние пять лет такого крупного обвала продаж еще не было. Цена за литр пива поднялась на 12% по сравнению с прошлогодним показателем и достигла 84 рублей. Это максимум с 1998 года, когда была проведена деноминация рубля.
"Причин, влияющих на сокращение потребления напитка данной категории, несколько: запрет на продажу алкогольных напитков в киосках и ларьках, увеличение акцизов на алкогольную продукцию на фоне общего сокращения потребления пива на душу населения в нашей стране. В дополнение к этому сегодня производители вынуждены повышать стоимость товара, в производстве которого задействованы компоненты и мощности, приобретаемые за рубежом, а значит, за валюту. Цена на пиво растет из года в год на протяжении обозримой перспективы наблюдений и в январе 2015 достигла своего наивысшего уровня – 84 рубля за литр", – цитируют "Известия" партнера продовольственной группы "Nielsen Россия" Юлию Маруеву.
Для того чтобы падение отрасли сменилось ростом, пивоварни смещают производство в сторону более компактных упаковок, а также анализируют каналы распространения товара и фокусируются на самых успешных из них. Участники рынка отмечают, что одной из причин падения рынка, помимо общих экономических проблем, инфляции и изменения курса рубля, стала излишняя зарегулированность рынка.
"На наш взгляд, государство должно отказаться от ограничительных шагов, предусмотрев заморозку акциза на 2016 год для пива на уровне 2015 года, что уже сделано для крепкого алкоголя, а также рассмотреть возможность снижения акциза на пиво с низким содержанием этилового спирта (до 4,5% объема). Такие меры, во-первых, окажут поддержку отрасли, находящейся в сложной экономической ситуации; во-вторых, позволят сохранить уровень производства, а значит, уровень занятости и акцизных отчислений; в-третьих, окажут позитивное влияние на борьбу с алкоголизацией населения через переключение населения на слабоалкогольную продукцию натурального брожения", – рассказал директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям компании "САН ИнБев" Ораз Дурдыев.
"В кризис люди пьют больше алкоголя, поэтому у пива довольно хорошие перспективы. А желание крупных транснациональных пивоваренных компаний связать потери отрасли с жестким госрегулированием – это попытка объясниться со своими зарубежными акционерами", – пояснил гендиректор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз.