Россияне, простаивая в очередях, теряют почти два миллиарда рублей ежегодно. При этом потери ВВП составляют свыше двух миллиардов рублей. Таковы данные комплексного мониторинга доступности наиболее массовых услуг населению, которые провело Минэкономразвития.
"Только по пяти наиболее массовым госуслугам и только в очередях население теряет около 1,925 миллиарда рублей ежегодно, а потери ВВП составляют свыше 2,620 миллиарда рублей", – сообщил директор департамента госрегулирования в экономике Минэкономразвития Савва Шипов.
Как пишут "Известия.ру", при регистрации транспортных средств потери населения составляют 800,4 миллиона рублей, потери ВВП – 1089,6 миллиона рублей. При техническом осмотре транспортных средств граждане теряют 589,8 миллиона рублей, ВВП – 802,9 миллиона рублей. При регистрации по месту жительства и месту пребывания население теряет 278,9 миллиона рублей, ВВП – 379,7 миллиона рублей. Потери населения при выдачи загранпаспортов – 103,4 миллиона рублей, ВВП – 140,7 миллиона рублей. При выдаче паспортов население теряет 152,5 миллиона рублей, ВВП – 207,6 миллиона рублей.
Посчитало министерство и количество очных приходов в ту или иную инстанцию. Представителю бизнеса, чтобы решить тот или иной вопрос, нужно обратиться в орган власти семь раз. Гражданину – два раза. Это связано с тем, что услуги для бизнеса сложнее, чем для обычных граждан. Условно говоря, один получает справку из ЖЭУ, другой – разрешение на строительство многоквартирного дома.
Как сообщил Шипов, в связи со сложившейся ситуацией Минэкономразвития разработало и внесло в правительство законопроект, предусматривающий ответственность госслужащих за низкое качество оказания госуслуг. Этот документ должен создать мотивацию у чиновника не нарушать правила и порядок работы с населением и бизнесом, в том числе по срокам, требованию излишних документов и так далее.
В подготовленном предложении также предлагается ввести общероссийскую систему подачи электронной жалобы на работу чиновников, причем с возможностью отслеживать, на какой стадии она находится. "Технически это будет выглядеть так: каждая претензия получает свой код, его можно ввести на специальном портале и посмотреть, какие решения приняты", – отметил Шипов. В некоторых регионах уже стали принимать электронные жалобы (через порталы) на качество работы госслужащих. Однако юридические последствия, по словам Шипова, могут появиться только вместе с единой системой подачи электронной жалобы на работу чиновников.
Стоит отметить, что правительство России планирует в ближайшее время утвердит перечень из 80 массовых госуслуг, которые будут предоставляться по принципу "одного окна" в многофункциональных центрах. Есть несколько способов сокращения количества приходов гражданина в орган власти. "В частности, в соответствии с одной из статей закона о госуслугах перечень случаев, когда человека можно отправить за какой-то дополнительной бумагой, четко фиксирован. Кроме того, с 1 июля 2011 года вводится норма, запрещающая ведомству требовать от граждан справки, если соответствующая информация есть у других ведомств", – заверил директор департамента госрегулирования в экономике Минэкономразвития.