Когда Машу в наказание за захват офиса запирают в каморке, там случайно обнаруживается целая кладовка советских еще рублей и рецепт спаивания Берга. Сторож, оказываясь в определенной кондиции, выдает прогнозы на итоговый счет матчей. Наши между делом прорываются в финал. М.Д. Звонов выводит Берга в алкогольный астрал и закладывает под предсказанный, по его мнению, проигрыш сборной (ничья в основное и дополнительное время, 3:4 по пенальти) случайно подвернувшуюся чужую тачку. Дело только за тем, в чьи ворота влетит победный гол.
Что новенького: создатели картины придумали второй по обаятельности (после олимпийского мишки) официальный символ соревнований - ежика.
Где-то мы это уже видели: мальчик-вундеркинд из детдома визуально списан с героя из "Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен" с его знаменитой фразой "А че это вы тут делаете?".
Фильмы из этой серии: "Убойный футбол", "Мы - одна команда", "Играй как Бекхэм", "Фабрика футбола", "Вратарь".
Режиссер фильма "Игра" Александр Рогожкин из интервью в интервью цитирует фразу, произнесенную режиссером Сергеем Эйзенштейном, однако более известную из уст режиссера Анджея Вайды (эти слова даже стали приписывать знаменитому поляку): дескать, ни один фильм не соберет столько публики, сколько футбольный матч. Автору коллекции русских национальных особенностей, принявшему из рук режиссера Алексея Учителя заказ Российского футбольного союза, только и оставалось этот постулат вывести на практике.
Со счастливой развязкой картины хочется носиться и няньчиться по определению: не наяву, так хоть в кино нам рассказали, как российская сборная стала чемпионом мира по футболу. И хотя Рогожкин сам подчеркивает, что это утопический сценарий, подобного целебного бальзама не незаживающие душевные раны болельщиков давненько никто не проливал. В этом смысле, конечно, очень уместный оказался фильм, дебют РФС в большом кино производит успокоительный эффект. Но...
Рогожкин, получив от футбольной верхушки полномочия оптимизатора национального духа, очутился на перепутье из трех тропинок. Снимать мимически невыразительных футболистов - по первой пойти, научить актеров играть в футбол на уровне профессионалов - на вторую свернуть, снять так, чтобы никто не догадался, что артисты в футбол играть не умеют, - по третьей зашагать.
Режиссер с выбором определился: в кадре пару раз показывают трибуну, спины футболистов (в российской команде, судя по фамилиям на майках, играет вся съемочная группа, а наши противники - сборная (Футболо)мании, во всяком случае, прочесть на табло что-то кроме mania напротив России зрителям не суждено; на их майках - имена со всех уголков Земли), несколько раз нам дают посмотреть матч по телевизору. То есть та самая беготня по травке с пинанием мячика, поглазеть на которую собираются стадионы кричащих, скандирующих, свистящих людей, в фильм попала по касательной - для, так сказать, атмосферы.
Сам чемпионат мира начинается с места в карьер: в начале кино мы уже почти всех переиграли и сразу едем на полуфинал. И это при том, что всем нам хорошо известны драматические чудеса на виражах во время игры российской сборной: у нас каждая игра на вес золота, никто не возьмется сказать, на какой стадии и кто отправит россиян в кювет. Допустим - фактически по умолчанию выиграли полуфинал, но финал-то так и просится на экран во всех подробностях. Футболисты - наверняка неважные актеры, но редкий фильм имеет такой оглушительный резонанс, как ссора Матерацци с Зиданом под занавес последнего чемпионата мира... А что у нас? Основное действие картины посвящено игре околофутбольного рода - тотализатору.
Сделки с совестью бывают захватывающими, отрицательные герои - завораживающими. В комедии про российскую победу в футбольном первенстве не хватает эмоционального накала даже на уровне взаимоотношений между персонажами. Славная Маша (Люба Львова), милый Коля (Артем Волобуев), по инерции вызывающий улыбку Берг (Алексей Булдаков, "Ну, за Россию!"), благородный Кузьмин (Кирилл Пирогов), нашим-вашим М.Д. Звонов (Юрий Степанов) - скорее схематичные фигурки, чем реальные персонажи. Между ними и зрителем не возникает контакта, а ведь у них там случается в том числе и любовь.
Невсамделишное, словом, кино. Обыграли в футбол всю планету - но, как и ожидалось, не всерьез.
- Да, очень. - Вы верите, что мы когда-нибудь сможем выиграть чемпионат мира?
- Хотелось бы. Алексей Булдаков, актер, сыгравший в фильме сторожа-предсказателя Берга: Я еще не смотрел фильм. Я только видел рабочий материал, частями, а в целом я не видел. Дмитрий, зритель из зала: А это же комедия была вроде, да? Не очень смешная. Я ожидал, что это будет что-то наподобие "Особенностей национального футбола": если не рвать на себе волосы от игры нашей сборной, то уж хотя бы от души посмеяться. Посмотреть можно, чтобы лишний раз утешить себя надеждой: а вдруг?