Для того чтобы покорить судей на чемпионате мира по фигурному катанию, одной техники недостаточно. Необходимо произвести впечатление, чтобы спортсмена запомнили, набрать баллы в компонентах программы. Одним из средств достижения этой цели являются костюмы. В этот раз в колонке "Элементарный спорт" я предоставляю слово специалисту. О различных нюансах пошива костюмов для фигуристов Дням.Ру рассказала художник по костюмам Ника Велегжанинова. Она работает с Юкой Кавагути и Александром Смирновым, которые на мировом первенстве заняли четвертое место.
- Кто занимается костюмами для фигуристов? Очень часто костюмы шьют в театральных мастерских. Например, Наталье Бестемьяновой и Андрею Букину придумывал костюмы Слава Зайцев, а шили их в мастерских Большого театра. Мне они рассказывали, как часами стояли, опираясь на лыжные палки, чтобы не уставали руки, и на них долго-долго приметывали костюмы. Сейчас технология ткани и уровень мастеров дошли до того, что однажды можно сделать выкройки и потом работать по ним.
- С чего вообще начинается костюм? В нашем случае все начинается с контакта с тренером Тамарой Москвиной. Обычно она приходит ко мне с горящими глазами, рассказывает, какой они придумали номер, приносит диск с музыкой и запись тренировки, чтобы можно было посмотреть, какие движения делают спортсмены. Потом я рисую свои предложения и озвучиваю свои идеи. Бывает, что фигуристы катаются потом "на булавках", чтобы мы все могли понять точно.
- Сколько примерок нужно, чтобы "костюмчик сидел"? Есть костюмы, которые сшиты сразу по лекалу (специальной выкройке), а есть те, которые надо мерить по 5-6 раз. Но иногда и примерка не помогает. Вот у нас была с Сашей история. Я нашла ткань-стрейч, которая выглядит издалека, как шерсть. Мы ее соединили с натуральной кожей, получился очень хороший костюм, который мерили не один раз. Я пришла за два дня до их отъезда на соревнования напоследок все проверить. Во время проката Саша прерывается, подходит ко мне и говорит: "Я не могу в этом кататься, сковывает движения". У меня была просто истерика. Пришлось в итоге делать аналогию этого костюма из другого материала. Саша не выглядел в нем так же мужественно, как в предыдущем, но зато мог спокойно исполнять свои сложные элементы. И ведь не угадаешь! У каждой ткани свои особенности.
- Сколько шьется экземпляров одного костюма? Да одного им на сезон хватает. Фигуристы же не могут кататься два сезона в одном и том же костюме. Они могут остаться для показательных выступлений, но на соревновании костюм надо заменить.
- Видимо, поэтому даже на костюмах лидеров во время чемпионатов мира можно заметить дырочки в сетке или разошедшиеся швы? Дырки в сетке неизбежны. А вот швы… может, плохо костюмы сидят. Но в любом случае за этим должны следить сами спортсмены. Стирать костюм, зашивать его. Стилистов ни у кого нет. Если бы люди имели возможность оплачивать постоянную работу костюмера, мы бы следили за костюмами постоянно. Конечно, хорошо бы каждому спортсмену иметь свою команду, чтобы он занимался своим делом, а прическу, макияж и костюм оставил бы другим, но такой возможности нет.
- Откройте главный секрет: в женском костюме лосины и платье – это монолит? А бывает по-разному. Все дело в том, как сидит купальник. Кто-то хочет чувствовать его края, а кого-то это бешено раздражает и он от этого начинает плохо выступать. Например, Бестемьянова обожает, чтобы резинки на купальнике были туго-туго затянуты. Кстати, фигуристки еще носят телесного цвета колготки.
- Насколько мода довлеет над фигурным катанием? Конечно, мода существует. В каждом сезоне есть свои законы. Кстати, интересно: представителей бывших стран СССР отличает такая шикарность: большое количество страз Сваровски, много кружев, даже мужчинам делают такие кружевные рукава. Но с модой частенько бывают трудности. Например, сейчас моден костюм а-ля вечерний туалет. Особенно это касается женщин. Можно легко заметить тенденцию к декольте, платьям. Это идеально для таких спортсменок, как, например, Татьяна Навка: можно открывать ноги, грудь, плечи… Будет абсолютный haute couture. Юку раздевать очень опасно. Плюс к этому у нее еще кожа прозрачно-голубого цвета. На холодном льду при холодном освещении она будет выглядеть зеленой. К тому же у нее фигурка спортивного человека: развитые плечи, широкие бедра – тоже опасные вещи для открытых платьев.
- В начале сезона Саша катал произвольную программу с портретом Юки на груди. Мне очень жаль, что эту необычную идею традиционные спортивные люди не восприняли и очень Москвину ругали. Проблема оказалась в том, что портрет рисовали заранее, и у Юки тогда были длинные волосы. Она на самом деле очень похожа на рисунок! Если бы вы увидели фотографии, с которых он был сделан, вы бы поняли. Но когда они стали катать этот номер, ее уже подстригли, и получилось несоответствие. Но сама идея, я считаю, имеет право на жизнь.
- Кто это придумал? Ко мне пришла Тамара и сказала: "Я бы хотела создать такой номер, где Юка – танцовщица, а на нее обращает внимание молодой современный человек. Он становится ее фанатом и влюбляется в нее". Вот так я и придумала этот костюм. Я думала так: у него будет простая бытовая одежда, но с ее портретом. Сейчас Тамара боится возвращаться к этому костюму. У них есть еще мои костюмы и костюмы от других дизайнеров – им есть из чего выбирать. Тамара всегда выбирает по ситуации.
- То есть может менять костюмы прямо по ходу соревнования? Да. Помню, я в первый раз очень расстроилась, когда увидела, как она надевает на Сашу костюм из одного номера, а на Юку – из другого. Но когда мы это потом стали обсуждать, она сказала: "Мне показалось, так будет лучше в той ситуации. Я посмотрела, во что одеты люди вокруг, и решила, что я имею право это сделать". Я сначала почти обиделась, а потом подумала: если зрительно это не рвет и она может так все поменять, значит, мы сумели найти для каждого свою линию. А это самое главное.
Выражаем благодарность федерации фигурного катания на коньках Санкт-Петербурга за помощь в организации интервью.