Объявленная недавно в Казахстане земельная реформа стала экзаменом для властей республики на умение находить общий язык с согражданами. И это испытание лидер страны Нурсултан Назарбаев и его команда прошли успешно.
Речь идет о поправках в Земельный кодекс, принятых парламентом страны в конце прошлого года. С 1 июля должны были начаться аукционы по продаже земельных участков сельхозназначения. По сути, новый этап земельной реформы не предусматривал ничего революционного. Так, например, один из пунктов законопроекта предусматривал увеличение срока аренды сельскохозяйственных земель для иностранцев до 25 лет вместо нынешних 10 лет.
Выгоду от внедрения законопроекта ощутит не только бизнес, но и экономика республики в целом, считают эксперты. "Речь идет об институциональных реформах, которые эффективно реализуются в Казахстане. Поскольку нефть перестала быть мотором экономического роста, значит, нужно найти какие-то источники роста экономики. Что может быть стимулом роста, если не развитие рыночной экономики", – считает директор аналитического центра Института международных исследований МГИМО Андрей Казанцев.
По мнению эксперта, всем постсоветским странам нужно внедрять эти механизмы в земельные кодексы с тем, чтобы сделать землю капитализируемой. "У нас даже в России земля не до конца превратилась в нормальный рыночный товар. В Казахстане эти реформы предназначены для того, чтобы земля начала приносить деньги. Есть масса стран с развитым сельским хозяйством, где работает данный принцип. В то же время в тех странах, где рыночные внедрения в аграрной сфере задерживаются, а это в большинстве страны третьего мира, эти государства себя прокормить не могут", – комментирует он.
К тому же, как отмечает Рамиль Каримов, руководитель внешнеполитического направления экспертной группы Investpoint, земле нужны стратегические инвесторы, а не мелкие предприниматели. "Инвестиции в АПК можно отнести к числу рисковых из-за низкой рентабельности и высокой степени инертности отрасли. У предпринимателей на местах зачастую отсутствует четкий бизнес-план и серьезный предпринимательский опыт. Инвестор же, напротив, имеет разработанный план действий и достаточное количество средств для реализации своих проектов", – отмечает он.
Тем не менее в ответ на реакцию граждан Нурсултан Назарбаев принял решение о наложении моратория на вызвавшие недовольство отдельные поправки в Земельный кодекс. Более того, президент республики создал специальную общественную комиссию, которая занимается их обсуждением и разъяснением населению сути предлагаемых изменений. "В ситуации спада роста экономики нельзя реализовывать эти реформы без разъяснения народу. Поэтому Нурсултан Назарбаев правильно поступил", – комментирует работу правительства в этом направлении Андрей Казанцев.
Для работы используется в том числе самый современный и популярный способ коммуникации – интернет, рассказал глава информационно-разъяснительной группы комиссии по земельной реформе Мурат Абенов. "Самое главное, что дают нам соцсети, – это возможность обратной связи. Чтобы у каждого была возможность задать вопрос, внести предложения, чтобы они знали, что это все будет учитываться", – отметил он.
Перед общественной комиссией, куда вошли представители разных политических сил, в том числе и оппозиция, стоят три основных задачи: избежать подводных камней, способных привести к протесту среди людей; разработать меры, направленные против появления в республике сельскохозяйственных монополистов; разработать механизмы предоставления преференций для эффективно работающих арендаторов и собственников земель. Таким образом, как констатируют эксперты, государству удалось ответить на запросы граждан страны и, что самое главное, предупредить возможные конфликтные ситуации.