Банки стали предпочитать свежих заемщиков, поэтому они увеличили суммы кредитования для них, сообщает газета "Известия". Основной причиной является то, что граждане с пятью и более кредитами по своему финансовому положению стали рачительно отличаться от тех, кто брал только один займ. Сейчас один кредит предполагает потерю четверти месячного дохода, а пять финансовых обязательств "съедает" более половины зарплаты. Если бы граждане стали брать шестой и седьмой кредит, у них уже не было бы шанса справляться с ними.
Рынок займов переживает не лучшие свои времена. В 2015 году закредитованность населения была высокая. Кризис заставил банки лучше "фильтровать" своих клиентов. Например, малообеспеченным гражданам уже становятся практически недоступны кредиты. "Наиболее критичная группа с высокими показателями долговой нагрузки – заемщики с минимальными доходами. В основном они пользуются короткими необеспеченными кредитами и займами с высокой процентной ставкой. В результате в этой группе наиболее вероятен дефолт или неисполнение обязательств.
Что касается заемщиков с доходами выше среднего (пользователи всех типов кредитов, от необеспеченных потребительских и кредитных карт до автокредитов и ипотеки), то они, напротив, относительно недокредитованы и могут наращивать свои обязательства с относительно невысоким риском", – сообщил директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй Алексей Волков. Эксперты считают, что банкам необходимо обращать внимание не на количество кредитов, а на индекс PTI (Payment to index, отношение ежемесячных платежей по всем кредитам к ежемесячному доходу) клиентов. Гражданин, решивший взять автокредит или кредит на образование явно отличается от клиента, старающегося дожить до следующей зарплаты, считают они.
В целом, граждане страны стали стараться не брать кредитов, если в них нет критической необходимости. Банкам стало сложнее искать "чистых" клиентов, не выплачивающих в текущий момент ни одного кредита: либо займы есть и их много, либо нет даже малейшего интереса получить деньги под процент.