"Наметилась тенденция роста доли расходов населения на продукты питания, вполне логично отражая факт снижения реальных доходов и роста бедности. Известно, что чем беднее домашнее хозяйство, тем большую часть бюджета оно тратит на продукты питания", – цитирует "360 Подмосковье" авторов мониторинга. Согласно последним данным, расходы россиян на еду, табак и алкоголь составили порядка 50,1% от доходов.
Предыдущие пиковые значения были зафиксированы в мае 2009 года – 48,6% от дохода, а в 2014-м этот показатель составлял 47%. Увеличение экономических проблем подталкивает россиян к бережливости, и первыми "страдают" расходы на товары не первой необходимости.
На продуктах питания также можно сэкономить, однако полностью отказаться от их покупки нельзя. "Известно, что бедные домашние хозяйства 50% своего денежного дохода, а иногда и больше тратят на еду", – цитирует "Коммерсантъ" старшего научного сотрудника РАНХиГС Александру Бурдяк. В институте установили, что половина населения страны отмечает снижение уровня жизни.
Ответом на негативные явления в экономике стало сокращение потребительской активности – в режим экономии вошли не только малообеспеченные, но и средние слои, подчеркивают специалисты. "Помимо расходов на продукты, есть ежемесячные платежи по потребительским кредитам, ипотеке и прочие обязательные траты. В таких условиях большинство россиян либо откладывают покупку автомобилей, дорогой электроники, мебели и так далее, либо вовсе отказываются от нее", – заметила старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева.
Эксперты уверены, что ждать быстрого решения проблем не стоит, наоборот – ожидается дальнейший рост расходов на продукты. "Причины останутся прежними: продолжающееся сокращение реальных доходов населения и в связи с этим – первоочередное потребление товаров первой необходимости", – подчеркнула соавтор доклада Мария Иванова.
При этом специалисты отмечают рост потребительской уверенности россиян – соответствующий показатель в первом квартале 2016 года увеличился на два пункта. "Хотя мы по-прежнему наблюдаем высокую чувствительность к уровням цен и сильную тенденцию к переходу на более дешевые товары", – добавил аналитик из Sberbank CIB.