Батангас находится на острове Лусон к югу от Манилы. Свое название регион получил благодаря огромным деревьям – батангам: испанцы, поселившиеся в провинции в конце XVI века, часто слышали это слово от аборигенов.
На юге провинции расположено огромное количество частных и общественных пляжей. Воды залива Батангас славятся своими дайвинг-сайтами. Кроме того, здесь активно занимаются виндсерфингом. В отличие от Палавана, море в районе пляжа Лаийя не очень приспособлено для купания: море здесь мелкое, и, чтобы окунуться с головой, придется арендовать лодку. Трехчасовая прогулка обойдется в три тысячи песо (чуть больше трех тысяч российских рублей).
Более известным направлением является пляж Матабунгкай в городке Лиан на берегу Китайского моря, он популярен среди яхтсменов. Дайверы предпочитают отдыхать в местечке Анилао, которое стало первым дайвинг-центром на Филиппинах и одним из первых в Азии. Здесь зарегистрировано более 300 разновидностей кораллов. Другие известные места для погружения – заливы Балаян и Насугбу, остров Сомбреро, получивший название за схожесть с мексиканским головным убором, и риф Лаяг-Лаяг. Неподалеку от мыса Балангит находится морской заповедник "Кафедрал", населенный рыбами-попугаями и другими представителями морской фауны. В отличие от Боракая, курорты Батангаса более спокойные и тихие: здесь вы не встретите party-пляжей, как на Бали или в Пхукете.
В Батангасе будет чем заняться и альпинистам: в окрестностях городка Куенка находится одна из самых высоких гор региона – Макулот. Здесь же вы увидите тоннели, вырытые японцами в годы Второй мировой войны.
Как и в других лусонских провинциях, в Батангасе сохранилось много архитектурных памятников колониального периода, например церковь Святого Хуана, построенная в конце XVIII века, или церковь Непорочного Зачатия в Бауане. В получасе езды от городка Калатаган находится маяк Пунта-де-Сантьяго, возведенный при испанцах в 1890 году и функционирующий до сих пор.
Одной из главных достопримечательностей провинции является озеро Тааль, в центре которого находится самый маленький в мире действующий вулкан. В кратере также расположено небольшое озеро. В начале XX века извержение Тааля привело к затоплению двух небольших городков и почти полному уничтожению третьего поселка. Несмотря на это, уже в 1939 году на горе рядом с ним был построен один из старейших отелей Филиппин – гостиница "Тааль", которая и сегодня принимает туристов со всего мира. К услугам постояльцев – "Озерное" и "Горное" крылья, а также несколько ресторанов премиум-класса, из которых открывается чудесный вид на фантастически красивое озеро. Городок Тааль, расположенный по соседству с озером, славится не только своей природой, но и архитектурой: здесь находится самый большой в Азии католический собор, не раз принимавший в своих стенах понтификов.
В Таале сохранилось много домов испанского периода. Филиппинские власти пошли на неординарный шаг, чтобы сохранить культурное наследие: любой желающий может приобрести старый дом по грошовой цене при условии, что не разрушит его и будет заботиться о сохранности. Ответственные филиппинцы, выкупив дома, превращают их в полноценные частные музеи. В Таале развиты национальные промыслы: изготовление тканей и производство ножей-"бабочек", называемых здесь балисонг.
Сердцем Тааля является рынок, здание которого было построено в начале ХХ века. Торговые ряды выглядят так же, как и 100 лет назад. Каждую весну в Таале, который славится своими ливерными колбасами и фруктами, проходит фестиваль еды, собирающий гостей со всей страны.
Столица провинции, город Батангас, – второй по значению после манильского порт острова Лусон. Батангас является главным коммерческим, промышленным, религиозным и культурным центром провинции, из местного порта ходят паромы на соседние острова Миндоро, Палаван и другие. Вокруг него разбросано множество живописных водопадов, например Тингга, Илихан, Булалакао и Калихон, занимающих территорию в 300 квадратных километров.
В городе производят шелк, хлопковые ткани, кокосовое масло и тростниковый сахар. Здесь же находится завод по производству "полуавтобусов" – так называемых джипни. На Филиппинах "джипни" – главный общественный транспорт. После Второй мировой войны американцы завезли много автомобилей немецких марок, в частности полуавтобусы, которые быстро завоевали популярность. И пускай эту модель автомобиля за рубежом не производят уже несколько десятилетий, на Филиппинах она по-прежнему самая востребованная. Вы не найдете двух одинаковых "джипни": каждый водитель стремится облагородить и выделить машину, подчеркнуть уникальность, присвоив приземистому автобусу собственное имя. Увидев "джипни", вы уже никогда их не забудете.
Евгений Медведев, Наталья Мусинянц