В Голливуде редко снимают фильмы про хакеров, если хотят создать хотя бы иллюзию реальности происходящего, – экшена в таких картинах, прямо скажем, маловато. Лохматые угрюмые хакеры в старых толстовках просто бесконечно шарят по сети или вбивают непонятные большинству команды на монохромных экранах текстовых консолей, редко встают со стула и уж точно неспособны спасти мир привычным для Голливуда способом. Но режиссер Майкл Манн, очевидно, так не думал, и решил, что перерос обычные погони и стрельбу, а слава мастера боевиков гарантирует ему успех у зрителя. Так, видимо, решили и в кинокомпании Legendary Pictures, назначив сценаристом Моргана Дэвиса Феля, для которого "Кибер" стал первой подобной работой. Возможно, студия надеялась на то, что откроет миру новый гений, но даже если это и так, значит, в "Кибере" Фель просто спрятал свои таланты поглубже. Сюжет картины весьма прост – таинственный могущественный хакер сначала устраивает аварию на китайской АЭС, потом взвинчивает цены на сою и еще непонятно что собирается устроить. Конечно, мир в шоке и панике, спецслужбы США и Китая на ушах. Но спасти всех может только другой, не менее могущественный и гениальный хакер, отбывающий срок в одной из американских тюрем. Конечно, битва умов зрителю просто не интересна. Поэтому в фильме много стрельбы, крови, драк, погони, вертолетов – в общем, Манн себе не изменяет. И авария на АЭС выглядит просто потрясающе – гигантская зияющая дыра в охладительной башне, дым, санитары, защитные костюмы – любо-дорого смотреть. Правда, происходящее только отдаленно напоминает действительность – сразу видно, что о работе АЭС создатели имеют весьма отдаленное представление. Мы сейчас даже не будем углубляться в технические ляпы – киноиндустрия всегда славилась безграмотностью в этом вопросе, и себе не изменила. Не спас ситуацию даже приглашенный хакер Кристофер Маккинлей, который прославился тем, что взломал сайт знакомств OKCupid, проанализировал параметры всех подходящих девушек и нашел себе идеальную жену. И дело даже не в том, что создатели мало понимают, чем и как занимаются хакеры и, главное, как они выглядят – идеально стреляющий накачанный красавчик Крис Хэмсворт мало у кого способен вызвать ассоциацию с реальным киберпреступником – не то что его противник. Это все не так уж важно, все вышеупомянутое непритязательный любитель триллеров и боевиков легко простит. Главный промах создателей "Кибера", который не примет даже совсем наивный и безграмотный зритель, – это затянутость. Фильм кажется невообразимо длинным, хотя вначале, признаться, весьма бодр. Но стоит героям начать операцию по спасению мира, как темп тут же начинает замедляться, появляется масса непонятных подробностей и левой ногой прописанная любовная линия. Весь фильм оставляет ощущения недосказанности, неоконченности. Авторы пробежались по верхам, глубоко не затронув ни одну тему. Про конец лучше вообще умолчать. На титрах в голове остается только один вопрос: "Что??" И это все при том, что Манн всегда славился своим жестким подходом к реалистичности снимаемого. "Если вы собираетесь снимать фильм про воров, нет никакого смысла пересматривать другие фильмы про воров. Вы идете к ворам и проводите время в их компании", – говорил он. "Мы будем фокусироваться на том, что существует в реальности, будем исследовать реальные факты. Наша история будет базироваться только на реалиях нашей жизни, мы не будем пытаться сфабриковать события и на этом построить сюжет", – объяснял Манн Фелю. Устраивал съемки не в декорациях, а на улицах Гонконга и Джакарты, малазийских месторождениях олова, – в общем, тратил бюджетные деньги, как мог. Встречался с сотрудниками американских спецслужб. Отправлял Хэмсворта на встречу с реальным киберпреступником, в реальную тюрьму. Почему получился "Кибер" – неясно. Конечно, плюсы у картины тоже есть – компьютерная часть, несмотря на ляпы, выглядит куда более реалистично, чем это было в других голливудских картинах. Съемки на натуре – прекрасно. Основательный подход к процессу, желание изучить вопрос – отлично. Хорош и замысел – насколько иллюзорно наше представление о том, что мы находимся в относительной безопасности. "Мы живем в искусственном информационном экзоскелете, в котором все связано между собой. Все, что мы делаем, до чего дотрагиваемся, – все это составляет часть единой сети. Словно мы живем в доме, в котором все двери и окна открыты настежь. При этом по соседству живут очень опасные типы, о которых мы даже не подозреваем", – пугает режиссер. "Вы больше не можете защитить себя", – гласит слоган фильма. Конечно, задуматься о том, насколько мы уязвимы, Манн заставляет неплохо. Но на этом, пожалуй, и все. Никаких тебе скрытых смыслов и символов. Все очень понятно и доступно. Идти или нет в кино – решать только вам. А редакция Дней.Ру ставит фильму "Кибер" пять баллов из десяти.