Коротко об авторе Дарья родилась в 1985 году в Норильске, училась на факультете филологии и журналистики Красноярского государственного университета и в Литературном институте имени Горького. Стихи начала писать в раннем возрасте, в 2012 году занялась прозой, в 2013 году попробовала свои силы в драматургии. Своими литературными учителями считает Александра Пушкина, Антона Чехова, Федора Достоевского, Льва Толстого, Осипа Мандельштама. Лауреат "Илья-премии" (2009) и премии "Пушкин в Британии" (2013). В 2013 году вошла в лонг-лист премии "Дебют" в номинации "Драматургия" с пьесой "Последняя любовь Деда Мороза". Вы вошли в лонг-лист премии "Дебют". Расскажите о Вашем произведении, номинированном на премии. Пьесу "Тушь, варенье, птеродактиль" я написала в 2014 году. В ней рассказывается о том, о чем я больше всего люблю рассказывать – о любви. Странной, непонятной, глупой, но о любви. Вас выдвигали на другие литературные премии? В 2009 году я стала лауреатом поэтической "Илья-премии", а в 2013 году выиграла премию "Пушкин в Лондоне". С пьесами проходила в лонг-листы драматургических конкурсов "Евразия" и "Свободный театр". Кто Вы по профессии? Что побудило Вас заняться литературой? Каждый человек на определенном этапе своей жизни понимает, чем именно он хотел бы заниматься. Нельзя точно сказать, когда именно приходит это осознание – в детстве, в юности, в старости. Да это и неважно, а важно то, что это большое счастье – заниматься любимым делом. И чем дольше ты им занимался, тем с меньшим сожалением умрешь. Поэтому надеюсь (поскольку точно не знаю), что мое стремление к любимому делу, а именно к литературе началось где-то в младенчестве. Какие авторы сильнее всего повлияли на Ваш литературный стиль? Если мы берем поэзию, которой я в основном и занимаюсь, это будет вся русская классика, начиная с Древней Руси, из наиболее любимых – "Слово о полку Игореве", "Повесть о Петре и Февронии Муромских". Непременно я должна упомянуть Пушкина – его простоте и легкости можно позавидовать. Также из любимых – Мандельштам, Пастернак, Павел Васильев. Если брать драматургов, то это Арбузов, Эрдман, Вампилов, Гуркин. С какими издательствами и журналами предпочитаете сотрудничать и почему? Я всегда была благодарна "толстым" журналам "День и ночь" и "Современная драматургия", которые относились ко мне с большим интересом и симпатией: именно они занимаются тем, что публикуют меня достаточно часто. Я бы с удовольствием сотрудничала и с другими журналами, и с издательствами, но, к сожалению, просто не умею к ним напрашиваться в писатели, а сами они меня не зовут (смеется). Судя по данным Российской книжной палаты, количество публикуемых в России книг с каждым годом сокращается. Как Вы думаете, россияне действительно стали меньше читать? У молодежи пропал интерес к литературе? Сейчас мало кто вообще имеет время и возможность осилить текст больше четырех тысяч знаков. Жизненный темп едва позволяет прочесть посты друзей в социальных сетях, не говоря уже о больших объемах, требующих дополнительного времени на осмысление. Интерес у молодежи, наверное, всегда одинаков, но отношение издателей, рекламщиков, родителей, школьных преподавателей к интересам молодежи разное. К примеру, существует эффект Гарри Поттера – если ребенок осилил все семь книг, ему можно давать и другие крупные тексты. А если он не смог прочитать сказку про Колобка, надо начинать с самых маленьких историй и потихоньку приучать его к книгам. Ну и плюс к тому электронные книги становятся все более популярными. Не так давно в нашей стране приняли закон, обязывающий ставить возрастные ограничения на книги. Следом последовал закон, запрещающий мат в театральных постановках. Как оцениваете эти законодательные инициативы? Что это – проявление цензуры или попытка общества защититься от аморальщины? Возрастные ограничения на книги – вообще, по-моему, миф. Все, что будет дома, ребенок при желании прочтет. Главное – чтобы родители следили за тем, чтобы дома вообще водились книги. Если дома есть приличная библиотека, человек вырастет приличным. И уж, конечно, ничего хорошего из ребенка не получится, если выдирать из его рук книгу, которую он сам взял. Если говорить про мат, я его попросту не люблю, но иногда он приходится настолько впору, что невозможно его избежать. Там, где мат заменяет собой смысл и является главным посылом (эпатаж превращается в самоцель), разумеется, цензура необходима. Таким образом общество защищается от разложения, поскольку аморальщина ведет к разложению, а в дальнейшем – к гибели целых цивилизаций, достаточно вспомнить Древний Рим. Можете назвать самых талантливых, по Вашему мнению, молодых российских писателей, на которых непременно стоит обратить внимание? Мы все молодые и безмерно талантливые, но из боязни кого-то обидеть невниманием я промолчу. В любом случае потомкам после объяснят, на кого нашим современникам стоило обращать внимание. В Италии бытует традиция: первое место в списке самых продаваемых авторов всегда отдается Данте Алигьери и его "Божественной комедии". Если бы в России существовала такая традиция, какая книга была бы достойна первого места? Пушкин, "Евгений Онегин". Что бы Вы посоветовали начинающему писателю? Не писать.