Помимо признаний в любви – или другом чувстве – к городам, режиссеры неоднократно приходили и к теме любви к кино – как, например, в киноальманахе "Прибытие поезда", состоящем из четырех фильмов Хвана, Месхиева, Балабанова и Хотиненко. Все четверо в своих короткометражках провели параллели на шедевры мирового кино – ведь создавался альманах в 1995-м году к 100-летию кинематографа. В 2008-м кинопродюсер Сабина Еремеева, отсмотрев имеющийся киноматериал, придумала создать короткометражку, которая повествовала бы о любви как она есть. На помощь ей пришли пять режиссеров – Петр Буслов, Иван Вырыпаев, Алексей Герман-младший, Кирилл Серебренников и Борис Хлебников. Получившийся фильма назвали "Короткое замыкание" и сделали его открытием юбилейного "Кинотавра". Закрывал фестиваль так же киноальманах под названием "Кошечка". Короткое замыкание Предваряет все пять новелл "Короткого замыкания" приветствие самих режиссеров, якобы пришедших в кинотеатр посмотреть фильм. Хлебников перед премьерой самого фильма озвучил свои страхи: "Моя первая короткометражка была ужасна, поэтому я назвал вторую "Позор". Но вышел Борис из нелегкой ситуации довольно просто - сделав главным героем "Позора" неустроенного в жизни Сашу, сыгранного Александром Яценко еще в "Свободном плавании". Таким образом несложная для понимания короткометражная лента - о том, как журналист, выясняя очень местные новости, натыкается на высшее проявление любви, - стала еще более легка для восприятия.
Неожиданно для зрителя проявил себя Петр Буслов – его лента "Срочный ремонт" повествовала о нежном отношении глухого и немого сапожника к объекту своего внимания – девушке, по туфельке которой он сочинил историю ее жизни. Правда, кровавые эпизоды, все же, выдают в авторе короткометражки режиссера "Бумера", и, кроме того, некоторая затянутость фильма говорит о желании создателя растянуть его в полный метр.
Короткометражка Алексея Германа-младшего называлась "Ким", и рассказывалось в ней о циркаче, поступившем в сумасшедший дом, потому что он мог рождать электрические заряды. Сделанный в легко узнаваемой для тех, кто видел "Гарпастум" и "Бумажного солдата" монументальной и нордической манере, фильм Германа замыкает конфликт вокруг невозможного чувства пациента психиатрии и лечащего врача.
Картины Кирилла Серебренникова и Ивана Вырыпаева также легко узнаваемы, но по своей прямолинейности – то, что нелепо смотрится со сцены и в полном метре, вполне сгодится для короткого. Первый сочинил сказку о парне в гигантском костюме креветки, который работает зазывалой в ресторане и очень хочет, чтобы на его мольбы откликнулись. Второй – красивую и легкую историю о том, как польская девушка встречает в Москве человека, из речи которого не понимает ни слова.
Особенностью всех новелл является и то, что название и авторство каждой стоят постскриптумом, чтобы зритель смог самостоятельно угадывать, кто приложил руку к тому или иному творению. Кроме того, пять картин похожи друг на друга настроением безысходности, темой безгеройности и безнадежного будущего - критики даже предложили позиционировать фильм как произведение о "не любви".
О создании
Снимали самый первый эпизод, где присутствовали все пять режиссеров, в кинотеатре "Пять звезд". "По счастливому случаю, я был в "Пяти звездах" в тот день, когда снимался приветственный эпизод "Короткого замыкания". Вдруг появился Буслов, за ним вышел Алексей Герман, потом Хлебников, следом остальные – и я подумал, что же это такое происходит, раз все они сейчас вместе?" – сказал продюсер киноклуба и кинофестиваля "АртКино" Дмитрий Куповых. Интересно узнать о том, как задумывалась и создавалась кинолента и присутствовавшим на пресс-конференции. Из режиссеров на ней были только трое – Буслов, Герман и Хлебников.
- Алексей, как получилось, что вы приступили к съемкам "Короткого замыкания?
- В какой-то момент появилась в моей жизни Сабина и сказала: "Я хочу делать короткометражный альманах", - объяснил Алексей Герман-младший. – В это время в России все снимали короткометражные альманахи – я насчитал 5 или 6 короткометражных альманахов, и в основном они все либо не закончились, либо не получились. Я согласился, потому что Сабина – человек порядочный. Она почти ничего не формулировала. Она сказала, что она хочет фильм про отношения людей, про любовь, чтоб он был 15-20 минут и чтобы он был хороший. И дешевый. Чтобы это было 5 или 6 съемочных дней".
- Петр, ваш фильм кажется слегка пережатым, - сложно было уложиться в короткий метр?
- Очень сложно! Мы долго сценарий придумывали. В короткометражках очень часто истории остаются с открытым финалом, без ответа, так что у нас не было решения, и фильм остался подвешенным в воздухе. Тяжело было уместить в законченную драматургическую форму такую историю короткую. Хотя я считаю, что эта история хороша тем, что она короткая.
- Борис, вы сделали героем вашей короткометражки уже известного всем героя из "Свободного плавания", чтобы облегчить зрителю задачу?
-Я сделал это просто так – начал с Сашей работать, для меня он один из самых близких актеров. Я это себе сформулировал себе точно так же, как вы: когда уже фильм сделали, так просто получилось. Особенной задачи не было – видимо, просто такой герой Яценко для меня интересен.